
"Хотя, в целом, у меня всё нормально" (c)
Про то, что праздновать Бар-Мицву можно с большим опозданием, про это я узнала ещё несколько лет назад. О том, как доживая до этого дня, ты вдруг не решишься вслух заявить о согласии, о договоре, да, о чем хотите, об унисоне, о слаженности двухголосия...
Какое тут двухголосие... Если только вой... В пустыне одиночества...
И тянешь, пока добрые соседи в шутку не предложат, а ты вдруг соглашаешься.
Да, и то, это останется лишь версией соседской, а по официальной - ты на своем стоишь, ты нигде и ни с кем. Лишь зачем-то везешь внуков в родной Иерусалим, но литовский.
Наслаждаешься покоем пустот уличных или надеешься, что деревья, которым даже на картинах ты отказал в скованности с почвой, закроют шумом ту самую пустоту...
Откуда ж голоса у деревеьев, если разорвана нить...

Шмуэль Бак, взято здесь
О том, что ты, да, вовремя празднуешь Бар-Мицву, т.е. отдаешь долг всем, кто тебя вписал вместо себя в тетрадочки задолженностей перед небомдоломсклоном, солидно дотерпеваешь, а потом, всё. Туда... Нет, вернее, ОТтуда... До необходимости...
Да, чтоб её и не возникло...
И об этом я узнала несколько лет назад...
О том, что ты набавляешь себе годы-месяцы, чтобы заменить, заслонить онемение отца в синагоге во время трубления в Шофар - молчал Шофар, онемел должный трубить в него...- и об этом я узнала несколько лет назад...
О том, что ты находишь старые записи с дедушкиным голосом, напевшим для тебя, дуралея, отказавшегося хотя бы сделать вид, что тебе интересны эти странные, в горле засевшие пиютим...
Находишь, а тебе 40. И ты, вроде как, известен не самым фасонным ношением шляпы. Ты, скажем, вообще не замечен в таковой. Ты ж не дед...Хотя здесь и не тот Вильно, не тот Оснабрюк, не тот Ковно...Здесь - здесь...
Может, я и знала это несколько лет назад, или даже всю жизнь, или несколько дней - не помню...
Он такой странный очкарик. Как-будто слепленный из частей разных конструкторов. У него длинные красивые пальцы. Глаза, умещающиеся в оправу, которую уже даже в его родном Сдероте, переняв от "северян" Тель-Авива, позабыли на благо следующим фасонам.
Ну, и что, дедушка тоже был очкариком. Есть такие глаза, которым очки оправдание не расплескаться. У деда такие. А у него? И у него, наверное, такие.
Коби Оз, диск 2010, "Песнопения расстерянных" ("מזמורי נבוכים")
перевод здесь
--------------------------------------
В посту упомянуты истории Шмуэля Бака, Феликса Нуссбаума, р.Гибралтера, Коби Оза...
















Комментарии
вт, 2010-08-31 08:56
Elizaveta
для тех, кому близко географически и интересно:
Коби Оз, Иерусалим, Бейт Ави Хай, четверг, 2 сентября, 21.00
чт, 2010-08-26 12:28
Ёлка
Лизавета, мне очень нравятся твои посты - такой хаотически скачущий поток мыслей, куча эмоций, обрывки информации к размышлению...
чт, 2010-08-26 12:49
Elizaveta
:)))
...и всё это, как в хорошей дискотеке, под музыку:)))
А представляете, если меня в Перу, например, запустить?:)
ПС
Думаете, я - хаос? т.е. всё-всё так безнадежно:)?
СПАСИБО
чт, 2010-08-26 13:24
Ёлка
Почему безнадежно? Ты пишешь именно так, как человек думает. Никто ведь не думает ровными гладкими причесанными абзацами или целыми текстами.))) Мысль прыгает, как ненормальная, туда-сюда. Ассоциации порой, вообще, непонятные...
чт, 2010-08-26 13:40
Elizaveta
В награду Елке за верный диагноз:) ставлю на всеобщее обозрение ролик с интересным видеоартом.
Ну, вот, гранат такой, накануне Рош хаШана символ такой неслабый, ассоциации разные...
Сегодня в ТА музее искусств вечер видеоарта Ори Гершта, сделавшего этот ролик.
Вообще-то, Гершта больше и дольше в США, в музее Гугенхайма, в Лондонах, там, всяких. Но на один день можно и на Родине показать:(
А чтобы нам не было мучительно обидно, сравнивая себя с москвичами ( зимой этого года Гершт, в сборном походе до России, был выставлен на Винозаводе), сегодняшний вечер в ТА снабдили алкоголем и DJ.
За дорогие сердцу 40 шекелей заодно можно будет до ночи бегать по всем залам музея и смотреть все выставки.
Ну, кто после этого скажет, что мы некультурная страна?:)
чт, 2010-08-26 14:05
Ёлка
Моей душе ближе Дима Шатров:
пт, 2010-08-27 16:45
Elizaveta
Елка, спасибо за подарок. Про фотографии уже похвал добавлять не буду. Там до меня сказали. И сказали ОЧЕНЬ правильно.
А вот про слог его литературы.... Б-же, какие там есть жемчужины...
чт, 2010-08-26 08:57
Elizaveta
Дополнения по Шмуэлю Баку:
1. у него есть книга, к сожалению, лишь на английком -
Samuel Bak, Painted in Words: A Memoir, (Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 2002
2. здесь линк, если немного прокрутить, есть ролик 18 минут, выступает сам Бак (на англ.), рассказывает о себе и картинах.
3. сегодня только обратила внимание- у Бака недавно было день рождения. 12 августа. Правда, лучше писать о днях рождения, а не о других датах?
ср, 2010-08-25 02:35
Elizaveta
Об Отцах...
Марк Фрейдкин. Отец - Иехиель Фрейдкин.
ср, 2010-08-25 02:13
Elizaveta
Только сейчас обнаружила: Коби Оз в 15.00 на фестивале в "Сапире"
вт, 2010-08-24 19:51
Elizaveta
Для Нелли - иерусалимское небо сегодня.
вт, 2010-08-24 19:55
zardazan
Из-за этих небов потратила 70 шек. на такси сегодня ( туда и обратно). :-)
Марево душное...
Спасибо.
вт, 2010-08-24 20:15
Elizaveta
Да, прерии у нас только по пятницам. ( последняя пятница была чемпионом((
Нелли, я Вам в личке телефон свой скину. Мы обе были сегодня в одном городе...
?:)
вт, 2010-08-24 20:21
zardazan
Я про хайфское.:-)
ОК.
вт, 2010-08-24 19:04
zardazan
Коби Оз наставляет. :-)
Уверена, что его невухим навеяны : Путеводитель растерянных, Путеводитель заблудших или Наставник колеблющихся - основной философский трактат Рамбама.
Как связать законы веры и рационализм современности?
Вечный вопрос?
вт, 2010-08-24 19:19
Elizaveta
Все бы так наставляли, как Коби в песенке о Залмане...:)))
О названии диска:
Безусловно, Нелли, спасибо, что написали. Я как-то понадеялась, что все знают))
А вы думаете наша жизнь рациональна? Это наши мысли стараются быть рациональными, а жизнь продолжает оставаться необъясняемым чудом, так мне кажется. Просто рациональность пространнее и весомее фрагментарности непонятно как случающегося и поражающего нас в самый неожидаемый момент.
Вот песня.
О душе.
שאת העצב שנכנס אני לא אזין יותר
שאת האור אשר קורן אני לא אמנע
אזכור- הוא רק יכול לתת עוד השראה לנשמות לצאת
מן העבדות לחירות
Коби Оз, но уже не из диска этого. Плюс там приятная компания под названием, которое я пытаюсь понять со вчерашнего вечера "שלנה עליך". Что-то удалось сегодня выяснить на работе об этом странном названии. Т.к. я сегодня в Ботинке пишу перебежками, напишу попозже, ЧТО удалось понять и узнать.
вт, 2010-08-24 19:33
DrNona
Я как-то понадеялась, что все знают))
??????
все минус я.
вт, 2010-08-24 19:47
Elizaveta
тебе повезло, что я не иду в поход:) нет, это мне повезло, что я не иду в поход. Так ты не узнаешь, что кроме знания названий нескольких книг, я ничего не умею. Даже лазить по камням.
Сегодня мы разыскивали с девочками из Одессы стену, где увековечены фамилии спасителей бабушки одной из них.( правда, тогда дело происходило в Белоруссии). Оказалось, что последние три метра к стене перекрыли на ремонт. И надо было прыгать по камням...
Вобщем, продолжай обо мне хорошо думать:)))
Да, а когда девочки уехали, по камням надо было ещё обратно забраться. Ну, это уже как бы и запросто:)
Кстати, Нончер, колись про Сирина. Кто это у нас назывался Сириным?
вт, 2010-08-24 20:12
DrNona
ну кто у нас умный и тонкий? Кроме Лизы? Набоков только...
Нет, Лиза не совсем ...(одно нужное слово вписать)
ср, 2010-08-25 11:24
Elizaveta
р ж у умно и тонко, просто ржу. Нет, наверное, это не самое тонкое слово в моём лексиконе... :)
Это я, Владимир Сирин
в шляпе, в шелковом кашне.
Жизнь прекрасна, мир обширен.
Отчего ж так грустно мне
Владимир Набоков, Берлин, 1925-26 г.г.
вт, 2010-08-24 18:55
Elizaveta
Маркиз, жду про Бака. )
вт, 2010-08-24 13:05
Elizaveta
Нончер, Марина и Маркиз! спасибо, я прочитала ваши комменты. Обязательно отвечу, но позже. Не хочу просто давать отписки. Спасибо ещё раз.
вт, 2010-08-24 12:55
Promokasha
Художник потрясает!
вт, 2010-08-24 18:51
Elizaveta
Согласна полностью.
Его заметил ещё в гетто, мальчиком, Авраам Суцковер.
Samuel Bak
вт, 2010-08-24 08:25
DrNona
Вот видишь, Лиза, не я одна в растерянности пытаюсь сдувать налет серости со своего серого мозгового вещества.Твои летящие ассоциации оставляют нас, сирых, далеко позади и внизу!
Странно, в некоторых ситуациях ты объясняешься достаточно лаконично и недвусмысленно!!:)) А я потом крыльями машу...
По сути: дорогой Маркиз, сейчас Лиза вам подробно объяснит про Коби Оза.Спешу успеть: Яков Узан (Коби уменьшительное от Яков) - выходец из Туниса. Нет более далеких семей, чем польско-русский Клаузнер и Узан из Туниса.
Имена же было принято ивритизировать, как например Семен Перский стал Шимоном Пересом
вт, 2010-08-24 18:28
Elizaveta
Нончер, не дури народ:) про серое вещество.
Сирые... гм, а кто-то очень тонкий и умный у нас был... Сириным, помнишь? (псевдоним)
Некоторые ситуации, Нончер, требуют хирургического вмешательства. Ты, как врач знаешь, это больно. Крыльями махать не надо. Львы справятся:)
Про Оза надо разбираться. Там наши два Оза намудрили. У одного Оз через алеф, у другого через аин.
אוז
עוז
вт, 2010-08-24 15:25
oldmarkiz
Спасибо за объяснение.
Я когда поставил комент, то вспомнил, что для Амоса Оза - это псевдоним, но исправлять не захотел.
А вот родословную Коби Оза я точно не знал.
(где Тунис, где Польша с Россией - какие связи?)
И то, что вольное ивритизирование имеет неуемную фантазию, я тоже не знал.
Правда, некоторые мои друзья изенили свои имена и фамилии, что по созвучию, никогда бы не догадался.
Что не говори, Восток дело тонкое!
вт, 2010-08-24 19:37
DrNona
вольное ивритизирование не совсем вольное.Например, журналисты на радио и офицеры-подводники, летчики, обязаны были избавляться от своих галутных фамилий. А люди искусства делали это сознательно, по собственной воле.
Так появились военные по фамилии Дуб (Алон) и многочисленные сыны Льва.
Конечно же, тунисская семья Коби Оза не имеет никакого отношения к Клаузнерам. А Амос Оз взял псевдоним, как многие его коллеги.
вт, 2010-08-24 19:46
zardazan
Наш блоггер Марина: Из галута - в иврит .
вт, 2010-08-24 20:47
DrNona
Спасибо, много нового узнала и старого вспомнила!!!
вт, 2010-08-24 20:17
oldmarkiz
Спасибо!
Очень интересная и познавательная статья!
вт, 2010-08-24 19:55
Elizaveta
Всё. состав сборной по синхронному плаванию закрыт:)
Недавно Рыжий приводил этот линк, я сразу сейчас вспомнила. Спасибо, Нелли! Я там сверху Вам неба кусочек из Иерусалима поставила.
вт, 2010-08-24 01:55
oldmarkiz
О лошадях.
Может это и набило оскомину, но это было первое, что пришло в голову от несущегося в океане острова.
Да и те посты были до того, как я ... вступнул в ботинок.
О посте.
Мне не надо было разыскивать этот пост, он был как на ладони. Непонятный крик "Хотя, в целом, у меня всё нормально" (c)
Мне кажется вы с ним немного перемудрили, точнее, так быстро захотели рассказать, что для непосвященного читателя (это я) было совсем непонятно, что и зачем, кто и как.
Эти три истории получились как обрывки фраз, может быть даже и для тех кто встречал эти имена и где-то информативно слышал об этом.
Вы взахлеб обрушили фрагменты, что дало почуствовать силу эмоций, но отклика не вызвало - связь и переходы остались понятны только вам. (или всем, но не мне). Я просто почуствовал, тревогу ... и приплел сюда лошадей.
А теперь вопрос и заодно история.
Я не большой знаток в ономастике (так кажется кличут науку о фамилиях), но много лет тому назад мне была подарена книга Амоса Оз "Повесть о любви и тьме" - очень обьемная.
Я не сразу взялся за нее, все подходил, открывал, читал посвящение друзей и откладывал ее в сторону. Но потом созрел.
Я медленно вгрызался в это повествование, в историю совершенно незнакомого мне государства, реальных исторический личностей.
Цитата "это история о том, как люди в пустыне на голых камнях созидали отечество, о переломных моментах в истории страны, о становлении языка иврит, об израильских науке и литературе и многих других вещах ..."
Этот эпический роман я читал очень долго, получая удовольствие от чтения. Жаль, что герои, через некоторое время, ускользнут из моей памяти, потому, что они не жили моим временем или моей историей, но какое счастье, что те месяцы, я жил ими, их заботами и тревогами.
Так вот теперь вопрос - Коби Оз не ветвь этой фамилии? Там много было талантливых людей и наверное есть.
Такой длинный комент
пт, 2010-08-27 17:06
vic
уточнение.
''Повесть о любви и тьме (автобиографический роман, 2002)''.
пт, 2010-08-27 17:51
Elizaveta
Енто Виктору.
вт, 2010-08-24 18:13
Elizaveta
О лошадях.
Это не может набить оскомину, а лишь в очередной раз поразило совпадением.
о линках - если найдете время ТЕ посты просмотреть, буду рада. Совершенно не ожидаю, что кто-то должен быть в курсе бывшего-прошедшего времени))
Непонятный крик "Хотя, в целом, у меня всё нормально" (c)
Это цитата из песни нового диска Коби Оза, ( песня о Залмане оттуда же), а рассказ о песне, включая текст и перевод можно прочитать по линку, который стоит в тексте самого поста. Там девочка -хозяйка ЖЖ - хорошо пишет. Вот здесь.
Уважаемый Маркиз, пож-та, если будет минутка, почитайте рассказ о том, как зародилась идея этого диска, там, и дедушкина история, и мы сегодняшние со старыми чемоданчиками наших дедушек...
А вот песню, из которой выудила название для поста, поставлю сюда. Дуэт с перерывом на 27 лет...
Коби Оз - Бог мой
Мне так много нужно рассказать тебе,
но ты ведь все знаешь
Мне нужно о многом попросить тебя,
но ты ведь и так желаешь мне добра
Я улыбаюсь тебе за все то прекрасное,
что я вижу, впечатляющее или нежное
Но я немного растерян, я не знаю, как называть тебя –
Бог или Б-г?
Стоя у твоих дверей, я преисполнен благодарности,
но из благодарности у меня выходит китч.
У меня столько просьб к тебе,
хотя в целом у меня все нормально...
==============================
про фамилию ОЗ попозже.
а по поводу понятности и фрагментарности... Отталкивалась от песни и истории с диском, и наслоились свои ассоциации из материала с работы. Хотелось, чтобы читающие отталкивались от песни, а там, если получится навеянные несколько предложений прочитать - будет здорово, если нет, может, о чем-то своем вспомнить...
вт, 2010-08-24 20:29
oldmarkiz
Обязательно почитаю!
Но если бы песня пошла сначала, то может быть и было бы понятнее.
Первопричина - главный посыл, ушел в конец.
Два передергивания темы совсем сбили с толка.
Создавателю понятно, а читающему не совсем
О дедушках и бабушках это отдельный разговор - к несчастью у меня их не было. Точнее были, но не были вовлечены в мое детство.
вт, 2010-08-24 21:16
Elizaveta
... и тогда как бы я насладилась верным слухом и зрением в Ботинке дорогих мне людей?:)))
теперь специально буду первопричину подальше засовывать, Маркиз. Спасибо за идею!)))
Вот про мою бабушку. Я тоже её не помню. Мне было полтора годика, когда её не стало. Но мы все несем в себе наших прапра...
пн, 2010-08-23 22:56
oldmarkiz
Да.
Сложно для понимания, но все, что понято, произошло ну если не вчера, то пару лет назад.
Хочеться верить, но не нет сил.
Как у тех лошадей.
Песня группы "Рок-острова" "Рыжий остров"
Одна их моих любимых, но в другом исполнении - тоже принимаю
А вот оригинал
Не надоел с лошадьми?
Шмуль Бак и Коби - это отдельный разговор
вт, 2010-08-24 00:20
Elizaveta
Ну, что ж, начнем с лошадок)
Надоесть мне с лошадками, а особенно, с этой песней, невозможно. Смотрите сюда. ( случился у нас как-то полушутливый разговор с ответвлениями...)
Мне очень нравится исполнение группы, а не автора музыки. Кстати, а ведь это не у лошадей сил не хватает, а у людей, топивших их в океане...
------------------------
теперь по посту. спасибо, что разыскали))
Да, это произошло не вчера.
1. Шмуэль Бак отказался праздновать Бар-Мицву в 1946 году. Обещал, что в момент, когда поймет, за что расстреляли в синагоге в Йом-Кипур его бабушку в гетто Вильно, тогда заключит Союз... Потом, перед его выставкой в музее, я случайно разговорилась с его соседом по Сиэтлу (?) Спросила про Бар-Мицву. Сосед сказал, что отметили, когда Шмуэлю было 70. По официальной версии Бак так никогда и не праздновал Бар-Мицву... Приезжал, интереснейший человек, художник, не смог выжить здесь, живет в США. Кажется, по-английски его имя пишут так SAMUEL BACK?
Маркиз, попозже продолжу коммент. Спасибо.
---------------------------
2. вторая история - это Феликс Нуссбаум. 1904-1944. Если хотите, можно заглянуть сюда. Немного я там написала.
--------------------------
3. дальше, история с Шофаром - история из Ковенского гетто. Есть видеорассказ в музее р.Гибралтера, как он умолял отца позволить ему протрубить в Шофар...
---------------------------
4. Коби Оз.
Дождусь Вашего рассказа, как и обещали, а потом скажу два слова.
)