
Дейл Чихули у себя дома: Музей Стекла в Такоме
Внутри Музея стекла в Такоме, штат Вашингтон, не разрешают фотографировать. Только в мастерских при музее и в музейном магазине. Но, с другой стороны, и работ Дейла Чихули внутри тоже не обнаружилось, зато снаружи –сколько угодно.
Музей видно издалека по двум голубым полупрозрачным сооружениям, ни на что не похожим. Этакие голубые кристаллы на палочках. Непонятно, из чего они сделаны, и вспоминается изречение Чихули о том, что у него есть три любимых материала: стекло, лед и пластик.
Пройдя между голубыми леденцовыми колоннами, вступаешь на крытый мостик, поднимаешь голову – а там.... Сплошной Чихули.
Между мостом и, собственно, музеем, стоит еще одна монументальная инсталляция, называется она «Венецианская стена». Действительно, стена, и выглядит она как вариации на тему «стеклянные сосуды». Форма может быть показана и так, и этак, краски могут быть вот в таких сочетаниях, а могут и в других, и обалдевший зритель бродит от ячейки к ячейке, и может даже забыть, из-за чего это он вообще сюда пришел.
Но на этом подход к музею не заканчивается. Перед музеем из небольшого мелкого бассейна вырастают бесцветные прозрачные лианы, щупальца, как будто действительно, вода в отдельных местах затвердела и решила разведать, что же там в воздухе происходит. Лемовский океан Солярис немедленно возник в сознании. Да, конечно, так это и должно было выглядеть, - подумалось, и тут же: но ведь на самом деле не было же Соляриса! Куда это меня несет? И все равно, если бы был, выглядел бы так... Ночью это все подсвечивается и выглядит уже не как Солярис, а как Лас Вегас.
Снаружи музей смотрится эффектно: блестящий металлический купол, несколько подходов к нему, тщательмо продуманные архитектором, чтобы можно было увидеть его с самых выгодных точек.
А внутри – две выставки и демонстрационные мастерские.
Одна из выставок просто поразила меня в самое сердце. Месяцами в мастерские приходили ребятишки и рисовали свои картинки с рассказами. Как обычно: «это козочка рогатая, это елочка мохнатая», в общем, по Чуковскому. А потом стеклянных дел мастера, следуя данным им спецификациям, смастерили каждую «бяку закаляку кусачую» и сделали из них выставку. Результат был ошеломляющий. Вторая экспозиция, вполне серьезного художника, создавшего коллекцию по мотивам мифологии индейцев и Северо-Запада Америки, очень хорошая выставка, к сожалению, просто прошла мимо моего сознания, а зря.
И, конечно, отдельная история – это мастерские при музее. В Такому постоянно приезжают стеклянных дел мастера, поработать в команде Чихули, поучиться и поучить. Часть работы происходит в огромной мастерской, на уровне второго этажа которой идет галерея для зрителей. Как известно всем, есть три вещи, на которые человек может смотреть до бесконечности: текущая вода, горящий огонь и работающие люди. Огонь и люди в мастерской предоставлены зрителям, и на них действительно можно смотреть и смотреть, тем более, что в мастерской пылали печи, было тепло, а на улице был страшный колотун.
Пока я смотрела на прекрасно организованный музей, построенный усилиями самого Дейла Чихули, читала расписание уроков стеклодувного мастерства для детей и для взрослых, списки гостей-художников со всего мира, которые приезжают сюда поработать, перебирала прекрасно изданные книги о проектах команды Чихули и тут, и там, и в Израиле, и у нас в Сономе, и по всей Европе, мне вспомнилось, что именно из-за этого его в мире искусства и недолюбливают. Слишком много в нем делового человека, говорят, чтобы он при этом еще и оставался настоящим художником. Это не творец, а творюга, выражаясь языком процитированного блоггером ВесНа дитяти. Слишком уж хорошо он считает деньги, чтобы при этом беззаветно служить Музам.
Очень хочется выступить в защиту Мастера. Искусство и ремесло, конечно, разошлись еще в эпоху Возрождения, но все же, чтобы вести такое огромное хозяйство, надо и быть хорошим хозяином. Из-за того, что Чихули такой же талантливый организатор как и художник, мы и получили музей, курсы лекций, выставку в Иерусалиме, люстру в лондонском Музее прикладного искусства и прочее. А если бы он не умел руководить людьми, делал бы вазы, талантливо, конечно, не не в том масштабе. Я так думаю.














Комментарии
вт, 2011-12-06 23:58
KE
Как это я не отметилась здесь? - мы были на выставке в Иерусалиме - точно, впечатляет!
ср, 2011-12-07 00:17
sfkoozya
Я была так счастлива, когда Иерусалимская выставка совпала с моим визитом! Но, увы, нет ни одного снимка...
ср, 2011-12-07 12:31
KE
В этом же посте в комментарии Флоры хорошие снимки оттуда, спустись и посмотри, утащи что понравится :)
чт, 2011-12-08 06:57
sfkoozya
Спасибо, я уже...
вт, 2011-12-06 22:40
T_Jak
Добавляю в коллекцию:
Это Мурано - остров стеклодувов в Венеции.
А это - где-то около Сиэтла - Рэдмонд, по-моему
вт, 2011-12-06 22:47
sfkoozya
Уууу, какое красивое, звездчато-колючее!
ср, 2011-12-07 01:50
T_Jak
Да, к тому же - идеальное место и время(начало января, а установили, наверно, в качестве елки и звезды в одном лице перед рождеством) Эта штука полыхала на весь замерзший и пустой остров - она из вот этой нашей поездки http://botinok.co.il/node/70972
Что-то Редмонтовская не приклеилась - повторю для полной коллекции
ср, 2011-12-07 07:33
sfkoozya
Да, Ваш зимний венецианский репортаж был замечательный. Книжка вспомнилась про Венецию, очень хорошая книжка, называется The City Of Falling Angels, написал Джон Берендт.
чт, 2011-12-08 08:35
T_Jak
заказала амазону - почитаю.
пн, 2010-06-28 12:31
zardazan
Хрупкое искусство?
Интересно, работы как-то защищены от повреждения? Имеется такая технология?
Спасибо огромное!
вт, 2010-06-29 06:13
sfkoozya
Вообще, наверное в процессе изготовления все ужасно бьется. Я ничего не читала о том, как стеклянные изделия как-то специально предохраняют от повреждений. Может, кто знает?
Приятно, что Вам публикация понравилась.
вт, 2010-06-29 08:03
Promokasha
Во-первых, стекло не настолько хрупкое, каким кажется . И есть разные техники, например, Тиффани в свои витражи просто вставлял металические штыри, обычные штыри поддерживали всю конструкцию, но замечаешь это только после того, как ткнут пальцем, настолько красота витражей затмевает всё !
вт, 2010-06-29 16:26
sfkoozya
Pozhalujsta, rasskazhi pro Tiffany i ego metody! Please!
пн, 2010-06-28 10:47
БабаКлава
Красота несусветная, я пыталась найди другие имена стеклянных дел мастеров нашего времени - они есть, но их так мало... Lino Tagliapietra - они вместе начинали, Robert Kaindl, Kiki Smith - правда, она не только стеклом и витражами - они мне больше всего понравились - занимается, все работы у неё очень разные, Tony Cragg- этот еще более модерновый... Очень сложное искусство...
вт, 2010-06-29 06:05
sfkoozya
Мне, как это ни странным может показаться, Чихули более всего напоминает Кристо. Пейзаж, естественный или сделаный человеком, становится частью произведения искусства. И масштаб, конечно.
пн, 2010-06-28 22:34
Nightwish
Поищи Lucio Bubacco. Мы тут ходили, просто офигенная работа Eternal Temptation.
пн, 2010-06-28 23:22
БабаКлава
Оооо, целый пост нашла... Всё такое... хочется рассматривать....Eternal Temptation...
вт, 2010-06-29 13:40
Nightwish
Ты просто молодец, снято у нас в галерее Литвак
вт, 2010-06-29 06:12
sfkoozya
Постмодернистское арт нуво?
вт, 2010-06-29 07:41
БабаКлава
И даже не "югендштиль", очень достойным представителем которого был Тиффани, тот самый Луис Комфорт, ведь он не только ювелирным делом занимался - работал сам по стеклу и делал офигенные витражи.
пн, 2010-06-28 08:34
perahly
Сори,не могу удержаться и добавляю ещё две мои любимые фотки: Венеция (одна из первых выставок) и последняя работа в Дубаях
пн, 2010-06-28 08:27
perahly
Я тоже писала в "Ботинке" про Чихули,когда была его выставка в Де Янг-
"Стеклянный маг - Дейв Чихули в Сан Франциско - музей De Young » Илана,ты наверно была там. Мне друзья прислали фотки. В мастера влюбилась ещё тогда, когда ночью посетила его выставку в Иерусалиме,с подсветками. Тогда я попала в сказку и фантастические стеклянные композиции так зацепили, что стала собирать сведения и фотографии его работ. И был у меня пробел именно с его мастерской, так как в нете почти не было описаний этого места. Поэтому спасибо Илана за огромное удовoльствие и прекрасный пост. В начале своей деятельности Чихули учился 4 года в Венеции, поэтому я понимаю его экспозицию венецианских ваз - каждая уникальна. Конечно,он давно не занимается выдувкой своих произведений,но проекты,фантазия,умение завоевать своим брендом мир и успешно продавать свои изделия делают его гениальным.Очень многие его ученики считают,что он поменял искусство на фабрику по производству стекла, а художников на менеджеров, и в этом что-то есть. Множество изделий Чихули продаются в разных магазинах, например видела их в Чайна-таун в СФ,вазы по 1500$,светильники - 2000$. В Лас Вегасе магазины в дорогих отелях завалены изделиями Чихули, вернее его фабрики. Ну и что. Разве плохо, когда мечта и красота находит дорогу в дом фанов Мастера.
Иланочка,надеюсь не обидешься,если дополню твой пост фотками из Иерусалима.
пн, 2010-06-28 11:38
perahly
Последняя фотография - это очень популярные в Америке индейские одеяла, которые сшиваются из отдельных лоскутков,а каждый лоскут - это отдельная картинка. Индейские одеяла - любимая тема в творчестве Чихули.
пн, 2010-06-28 08:47
sfkoozya
Флора, ограмное спасибо за всю информацию.
Как раз выставка в De Young вызвала ворчание в прессе, что для служителя муз Чихули что-то слишком много денег при жизни зарабатывает. Мне за него обидно стало.
А выставка с Иерусалиме вообще меня впечатлила на всю жизнь. Эти яркие цветные стекла, вырастсющие из камней - ну просто с ума можно сойти.
Да, и кстати об искусстве вообще. Недавний комментарий про Хокусаи был очень хорош!
пн, 2010-06-28 09:09
perahly
Знаешь, эти критики..хокусай)))....сами хоть что-то создают? Меня потрясли фотки с Де Янг - с каждым годом его идеи всё красивее и фантастичнее, дай бог ему здоровья, а нам новые потрясений)))
вс, 2010-06-27 20:44
-ВесНа-
Красота...!
пн, 2010-06-28 07:19
sfkoozya
Спасибо, рады стараться.
вс, 2010-06-27 10:47
Пегматит
Из-за того, что Чихули такой же талантливый организатор как и художник, мы и получили музей, курсы лекций, выставку в Иерусалиме, люстру в лондонском Музее прикладного искусства и прочее. А если бы он не умел руководить людьми...
Более того, для Чихули это единственный способ донести свое творчество до широких масс. Ведь после автомобильной аварии он не видит одним глазом, а после вывиха плеча в 1979 году, не может непосредственно заниматься выдуванием стекла. Он своего рода генератор идеи и свои проекты выполняет краской на холсте, а потом стеклодувы по его эскизам воплощают эти проекты.
вс, 2010-06-27 20:00
sfkoozya
И то правда. Вот он и руководит своей командой как какой-нибудь Рубенс.
вс, 2010-06-27 07:52
Ю-ша
Потряс!
В музеях стекла меня посещает дикий озноб нищего коллекционера.
Меня трясет и рвет на части. красотаааа!
вс, 2010-06-27 09:50
sfkoozya
Да, приходится напоминать себе, что дворца, в котором так удобно можно расположить коллекцию, нет, не было и, скорее всего не будет. А раз некуда ставить, то пусть себе стоят в музее, а мы будем их навещать как своих собственных.
вс, 2010-06-27 04:56
Кузя
Спасибо!
Очень люблю стекло, и поэтому тихо завидую белой-пребелой завистью.
вс, 2010-06-27 06:47
sfkoozya
А Чихули в Городе Давида десять лет тому назад удалось увидеть? Потрясающе ведь было.
вс, 2010-06-27 08:01
Izabella
Мне не удалось. В 2000 году началась антифада и ездить в Иерусалим стало небезопасно. Жаль, что пропустила.
вс, 2010-06-27 09:52
sfkoozya
Издали очень подробную книгу с большими красивыми картинками про выставку в Иерусалиме. Стоит просмотреть.
сб, 2010-06-26 12:07
Promokasha
Замечательный рассказ! Интересные мысли на тему "творец- делец ". Задумалась ))
сб, 2010-06-26 20:20
sfkoozya
Сообщи, пожайлуйста, до чего додумаешься. Мне хотелось бы вообще на эту таму порассуждать, у меня там неясности.
сб, 2010-06-26 21:40
Promokasha
Говорят же, что талантливый человек талантлив во всём. Организаторский талант - это именно талант, ничуть не менее значимый, чем талант к рисованию, пению или чему-то другому. Гойя был прекрасным организатором, Дюма, Веласкес . Это так, навскидку )) А что за неясности ?
сб, 2010-06-26 22:28
sfkoozya
Нет, ты права, конечно. Просто у меня на столе лежит статья из маленькой провинциальной газетки из города Плацервиля, мне ее специально принес приятель. Статья касается уроженца Плацервиля, Томаса Киндейда, его арестовали в Кармиеле (нашем) за вождение машины в нетрезвом виде. Мой приятель знал, что я буду злорадствовать.
Киндейд, который называет себя "художником света", будучи очень посредственным художником и прекрасным организатором, добился ошеломляющего успеха в Америке. Пользуясь тем, что за оригинальное произведение искусства может заплатить много людей, а в искусстве разбираются немногие, он создал сеть галерей по всей стране, и его слащавые пейзажики стали распродаваться как горячие пирожки. Он даже разрешал новым владельцам "самим закончить свою картину", вручая им кисточку, чтобы они нанесли последний мазок. Успех Кинкейда почти равен успеху Чихули, а разница в талантах - просто астрономическая. А сколько вокруг живет талантливых художников, которые просто по натуре своей не могут ничего продать?
Так что, это я просто ворчу. Мне не хочется, чтобы Чихули валили в одну кучу с Киндейдом.
вс, 2010-06-27 07:24
Promokasha
Чихули - он мировая знаменитость, а про успешного бизнесмена Киндейда знают только в Америке. Одна куча никак не получится )) А вообще-то , как это не банально звучит, талант проверяется временем. И формула "творец-делец" имеет право на жизнь. " Знаменитый " Разговор книгопродавца с поэтом" тому потвержденье ))
сб, 2010-06-26 11:31
Izabella
Стеклянный Маг и его ошеломляющие работы !!!
Потолок в гостинице " Беллажио" в Лас Вегасе. У меня закружилась голова, я не могла оторваться от красоты.
сб, 2010-06-26 20:18
sfkoozya
Если порыться в сети, то столько всего вылезает!
А все эти его проекты, когда слекло выставляется на самую разную природу, каждый раз меня приводят в тихий, уважительный восторг.
сб, 2010-06-26 07:54
Шерри-бренди
Какая красота! "Солярис" поразил... Понятно, что в реале это выглядит, наверное, совершенно фантастически, но и фотографии тоже передают впечатление.
сб, 2010-06-26 09:32
sfkoozya
Я во flikr видела ночные фотографии, с подсветкой, наверное, даже красивее, но днем это все выглядит как-то более странно и необычно. Мне так больше нравится.
сб, 2010-06-26 09:57
Босоножка
Очень мне все понравилось и стекло и музей и Ваши мысли и фотографии. Если Вам не трудно , дайте ссылку на Flickr, или хотя бы ключевое слово. У меня там аккаунт. Лучше в личку.
чт, 2011-12-08 07:17
sfkoozya
Я набрала art glass museum tacoma, и на меня столько всего высыпалось! И там есть еще целая куча всего, если наберешь в поиске chihuly
сб, 2010-06-26 07:40
Putnik
Спасибо. Он творюга, творящий красотищу.
сб, 2010-06-26 07:45
sfkoozya
И очень организованно, и пусть он это делает подольше.
сб, 2010-06-26 01:19
Love never dies
Фотка в тему из музея Виктории и Альберта

Тоже стекло
сб, 2010-06-26 01:57
sfkoozya
Да, люстра потрясающая, а честь-то какая! Ведь музей собрал лучшее, что произвело прикладное искусство Англии на протяжении столетий, и вот, украсил себя светильником Чихули.
сб, 2010-06-26 01:15
Емеля
Дождалась, наконец-то отчета по музею. Я тут своих коллег соблазняла поехать на ежегодный фан-день в этот музей, но увы... и они лентяи и я, а надо бы наконец-то поехать, а то стыдоба какая, знакомиться с работами с монитора компьютера.
пн, 2010-06-28 09:21
perahly
Надеюсь, поедешь (ваще поражаюсь твоему терпению) и поставишь ещё один пост,а моя коллекция пополнится новыми фотографиями)))
пн, 2010-06-28 18:48
Емеля
Мне бы имеющиеся хвосты позаканчивать... а вообще поеду, вот возьму и поеду, хотя Илана права, будь музей в Орегоне - уже съездила бы. Особый вид туристической близорукости. Кроме того, отдельные работы Чихули в других музеях попадаются, поближе... вот и волыню. Хорошо бы кого туда на экскурсию свозить, а заодно и самой ознакомиться :-))
сб, 2010-06-26 01:59
sfkoozya
Это все потому, что Вы-то можете туда поехать в любой момент. Вот Вы и откладывали. Но надо съездить, конечно.