
Добрый ли "добрый" самаритянин?
Фраза "добрый самаритянин" уже стала нарицательной. Многие помнят ее по библейской притче, рассказаной Ииусом ученикам. Но кто на самом деле эти самаритяне мы поехали узнавать на месте, в самаритянском Кирьят-Луза, что на самом деле является пригородом Шхема (Наблуса). В одном из источников я прочла вот такую фразу о самаритянах... "... втайне продолжают служить изображению голубя на горе Гризим...". Рука сама потянулась к затвору запечатлеть этих двух голубок, сидящих на краю вечности на горе Гризим.
Ссылки в тему:
Себастия - Самария - Шомрон
Себастия. Introduction. Мы искали приключений, мы их нашли!
Итак, сначала версии о происхождении самаритян.
Версия первая:
Все началось несколько тысячелетий назад. Царь Соломон умер, все царство раскололось на два государства - соперника, Иудея и Израиль. Столица Иудеи - Иерусалим и сюда вошли два из 12 колен 9 (племён) израилевых - колена Иуды и Биньямина. А столицей Израиля становится Шомрон (Себастия), о которой у нас уже шел разговор и туда входят остальные 10 колен.
Проходит 200 лет, на Израиль нападают ассирийцы... Шомрон разрушен, народ угнан в Ассирию. (С тех пор эти 10 потерянных колен и ищут. Кто только не претендует ими быть, и американские мормоны, а японские макуя, и народы, проживающие в Индии, Китае, Гане, Нигерии... и даже одно африканское племя из Зимбабве.) А вот на место изгнанных народов ассирийский царь поселил выходцев из Вавилонии. «И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее» (4Цар. 17:24) По первой версии, эти народы смешались с местным населением и стали называться самаритяне (шомроним).
Версия вторая:
Это версия принадлежит самим самарийцам. Оказывается, по крайней мере два колена, а именно Менаше и Эфраима никто никуда не угонял и живут они тут с библейских времен... И прозвище "кутим" (выходцы из города Кута) считают очень обидным для себя.
Теперь поехали дальше. Оставим обе версии, сейчас неважно, пришельцы ли они из Кута или местные жители. Но они прошли в свое время гиюр, они соблюдают заповеди, да еще покруче, чем некоторые настоящие евреи. Во всяком случае, сами самаритяне считают именно так. У них, например, нет таймера на шабат и они едят по шабатам только холодную пищу, ну и т.д. Так почему же их религиозные евреи не принимают "за своих"?
Версия третья, о гиюре:
(Понятно, что эту версию самаритяне вряд ли поддержат.)
Когда ассириский царь Сахерив поселил народы Вавилонии вместо изгнанных жителей Самарии, те продолжали жить так, как они привыкли - поклонялись идолам и Земля Израиля не приняла их. А послала наказание в виде львов. Пожаловались они царю и тот и предложил им вариант - пройти гиюр, а для этого он приказал евреям выделить учителей для "кутим". Сказано - сделано! Но вот незадача. Впоследствии, однако, часть мудрецов сочла их гиюр недействительным, так как они приняли на себя заповеди Торы, не из желания служить Всевышнему, а исключительно из страха быть съеденными львами.
Вот в общих чертах сведения о самаритянах. Было время, что в общине осталось около ста человек. Сейчас их около 800 и община "жаждет новой крови", то бишь девушки, желающие выйти замуж самаритянина и следовательно, самой стать самаритянокй - велком!
Живут они, как я уже писала, в пригороде Шхема, В Кирьят-Лузе и у них три гражданства. Израильское, иорданское и палестинское. Дети учатся в Шхеме, по той простой причине, что наши власти просто не приняли их в ближайшем еврейском городе - Ариеле. Впрочем, часть самаритян живут в Холоне. Те учатся в обычной школе и даже служат в армии.
В Кирьят-Лузе практически три зоны: А, В и совсем-совсем рядом С.
Совсем недавно здесь открыли новый музей.
Хусни-Ефет — один из лидеров общины самаритян, ближайший родственник первосвященника любезно встретил нас.
Ефет знаменит тем, что составил родословную самаритян от Адама и до наших дней.
Фото праздничного потолка на Суккот.
Самарийская маца.
Похоже, самаритяне восстанавливают тот знаменитый фруктовый потолок. Только теперь это будет музейный экспонат.
Кстати, что пьют самаритяне?
Очень изящная вещица. Девушка с кошкой. Идея совсем неплоха...
А вокруг растут сливы... Плодородная земля Самарии.
Ну и наконец - самое главное различие между иудеями и самаритянами. Для иудеев Иерусалим - святое место? Почему? Да потому, что там был Храм. А почему царь Соломон построил первый Храм именно там? Да потому, что именно там находится гора Мория — место, указанное Аврааму Богом для принесения в жертву Исаака.
А вот самаритяне твердо верят, что речь шла не о горе Мориа, а о горе Гризим, на которой они, собственно, и находятся. Здесь тоже был построен Храм самаритян, здесь же до сих пор приносится агнец в жертву на Песах.
По горе Гризим, а вернее по развалинам можно учить историю. Еврейский алтарь - самаритянский храм - языческий храм Зевса (167 г. до н.э.) - византийская церковь Богоматери (484 год) и, наконец, мечеть-гробница (12 в.) шейха Анама ибн-Али, сподвижника Саладина.
Кажется это арабский лагерь беженцев Балата.
Собственно - Шхем (Наблус).
Слева - Кирят-Луза (Неве-Кедем) на горе Гризим, справа - гора Эйваль, а посередине - Шхем.
Ничегосебетакдомик... (Какой-то арабский миллионер решил возвести его именно тут)
Если соберетесь на гору Гризим, имейте ввиду, что охраняют гору три сторожа. С одним, вы можете договорится, дав ему бакшиш. А вот с остальными двумя вряд ли договоритесь...
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Пост бы был неполным, если бы я не упомянула о пикнике на обочине по дороге на гору. Живописное место!
Ну и источники, их много, часть уже и не помню... Но то, что осталось в памяти
Самаритяне
Самаритяне
Добрый самаритянин
Десять потерянных колен
Колена Израилевы
Суккот у самаритян
История самаритян
Гора Гризим




























































Комментарии
вс, 2010-04-11 19:24
mailoperator
Рука сама потянулась к затвору запечатлеть этих двух голубок, сидящих на краю вечности на горе Гризим./em> надеюсь, ни одна голубка при создании поста не пострадала)))
вс, 2010-04-11 19:28
-ВесНа-
Не, я не кровожадная)
вс, 2010-04-11 15:45
natsob
Официальная версия наших рабаним ближе всего к третьей. Самаритяне, как и караимы, не признают Устную Тору, а только буквально толкуют Письменную. В то время, как считается, что без Устной-Письменная Тора(Издание второе, сокращенное после разбиения Скрижалей Завета Моше:-))-подобна конспекту лекции, и без Устной-просто не истолковыватся. Поэтому учение самаритян в иудаизме проходит по категории одной из, вроде бы, ересей. Древние самаритяне были известны маргинальным поведением и разбойными склонностями, и поэтому не были допущены евреями к восстановлению Храма, на что сильно обиделись. Из-за такого "облико морале" выражение "добрый самаритянин" приобретает дополнительную силу, т.е. не просто добрый человек, а несмотря на неудачное, мягко говоря, окружение, и разбойные традиции. А вот наше отношение к ним, ИМХО, ошибка. Мы могли превратить эту общину в друзей, но оттолкнули, и они все больше арабизируются.
вс, 2010-04-11 16:13
-ВесНа-
Да, я тоже встречала версию, что самаритяне хотели бы принять участие в строительстве Храма, да их не взяли. Вот они и решили построить альтернативный Храм на горе Гризим...
сб, 2010-04-10 20:07
Ёлка
Отличный репортаж!
А про таймар в шабат , я тоже считаю - лукавство это.
сб, 2010-04-10 20:20
-ВесНа-
О,/ ты напомнила про лукавство. Ефет сказал нам, что они действительно соблюдают все-все точно. Например брит милу делают только тогда, когда полагается, ни дщнем раньше, ни днем позже. Так вот, по этому поводу Миша рассказывал. Несколько лет назад у Ефета родился внук, очень больной и с первого дня был в барокамере на аппаратах. Когда выписали, то встал вопрос что делать. Время для брит милы ушло. Собрали старейшин общины и решили...
Как думаете, какое "оригинальное" решение пришло на ум мудрецам?
вс, 2010-04-11 17:32
Ёлка
...считать днем рождения - день вынимания из барокамеры.
Прям, как в анекдоте:
Еврей рассказывает о случившемся с ним чуде.
- Иду в субботу из синагоги. Смотрю - на дороге открытй кошелёк. Деньги из него торчат. Но трогать нельзя - суббота. И уйти не могу - кошелёк же с деньгами... Вот я взмолился - Всевышний, помоги! И ви знаете, случилосьт чудо: у всех суббота, а меня - среда.
вс, 2010-04-11 18:41
-ВесНа-
Ленка, пойдешь мудрецом к самаритянам)))) Они так решили, приравнять барокамеру - к утробе матери, а все трубки - считай, что пуповина)))
сб, 2010-04-10 17:07
yakov.bloch
Спасибо! Очень добротно сделано!
пт, 2010-04-09 21:27
Рыжий
Скоро Песах!!!
пт, 2010-04-09 21:34
-ВесНа-
Да, 28 Но как поехать? И что-то мне не хочется смотреть этот фильм ужасов, когда на глазах у всех режут одновременно 23 (по количеству семей вроде) барашка, тут же разделывают, накалывают на туши и несут к жертвенным "колодцам", в которых эти барашки потом жарятся. Говорят запах идет обалденный. Потом все это быстро-быстро съедается, но ты не получишь ни капельки. Не положено чужаку даже кусочка от жертвенного агнеца.
пт, 2010-04-09 21:45
Рыжий
Я не агитирую и не рекламирую. Был там три года назад, было интересно:
пт, 2010-04-09 23:05
-ВесНа-
Еще бы, конечно интересно. И фото классные. Даже если бы с кем-то, я бы поехала... Ну не смотрела бы на бедных барашков...
пт, 2010-04-09 23:26
Рыжий
Не издевайся, это мобильник ;)
Если выгорит и не забуду на этот раз фотик, отчитаюсь...
пт, 2010-04-09 21:23
Кузя
!!!
Спасибо, Натик.
пт, 2010-04-09 21:20
Nightwish
Весна - зачёт!!!
Обалденно интересно показала и рассказала.
пт, 2010-04-09 21:08
kakao4u
Палестинское гражданство?? Даже посольства этого несуществующего государства есть в некоторых странах, но о гражданстве слышать ещё не приходилось. И документы есть, удостоверяющие "палестинское гражданство"??
пт, 2010-04-09 21:32
-ВесНа-
Может я что-то перепутала... Но во всяком случае у них точно есть паспорта Израиля, Палестины и вроде как Иордании. Про Иорданию нигде не прочла, но кажется это говорил гид.
пт, 2010-04-09 20:38
Весы
Суперррр! Жутко интересно. Помню докум. фильм израильский о самаритянах на горе Гризим. Общая картинка - нищета, запустение и, главное, вырождение. И почему это люди, бесконечно дробясь в выборе пророков, богов и способах им молиться, делают свои принципы основой самого существования? И почему верующих по-прежнему много больше, чем здравомыслящих материалистов?
пт, 2010-04-09 21:27
-ВесНа-
Вырождение - да. Генофонд теряется, женятся на близких родственниках. Поэтому первосвященник дал разрешение жениться на девушках не самаритянках. Так там есть и еврейки, и мусульманки, и даже украинка и русская. Интересная статья об украинской девочке в ЖЖ у Наташи Мозговой.
пт, 2010-04-09 20:26
-ВесНа-
Еще интересно, благодаря вот этому ЖЖ наткнулась на интересную деталь. Оказывается, что в Шхеме сохранилась церковь Колодец Яакова (Бир Якуб), известная также как Источник Яакова или Шхемский Колодец). Стала искать у себя, сильно увеличила, таки нашла... Информация в Википедии.
пт, 2010-04-09 18:43
leg
Очень интересно!
пт, 2010-04-09 18:03
NatalyG
Как все сложно(
пт, 2010-04-09 18:28
-ВесНа-
Вроде пыталась писать попроще. Непонятно написано?
пт, 2010-04-09 18:51
NatalyG
Не, я в целом. Пост отличный. Колена пропадали, находились, гиюр, понимаешь, недостаточно хороший... живут впритык, а враги друг другу (города на фото)... иди пойми все это)))))))
пт, 2010-04-09 19:53
-ВесНа-
Про Холонских сказать нечего, а эти, похоже, и нашим и вашим... А после интифады оказались между молотом и наковальней. Они хотят быть жителями Израиля, но вынуждены учить детей и работать в Шхеме... У них израильский паспорт и они проехжают спокойно через посты, и за это, в том числе, арабы точат на них зуб...
пт, 2010-04-09 18:02
Мила
Не раз встречала гипотезу о месте проживания двух потерянных колен израйлевых. Одна из них - Акриам. Это за Уралом, в азиатской части. а ушли они оттуда в трех направлениях - на Индию, Персию и теперешнюю Россию.
Не побьете за это? У Вас же не увидела, что два колена ищут и спорят, где они. Не терялись?
пт, 2010-04-09 18:27
-ВесНа-
Давайте еще раз) Всего 12. Два (колено Иуды и Биньямина) остались в Иерусалиме и образовали Иудею, 10 ушли в Самарию и образовали Израиль. Потом эти 10 угнали ассирийцы. И именно из этих 10, два колена - Эфраима и Менаше (сыновья Иосифа) утверждают, что их никуда не угоняли, они так и жили там все это время.
пт, 2010-04-09 17:29
-ВесНа-
Наверное, я тут буду сама комменты писать) Все время что-то новое вспоминается. Вопрос, почему самаритяне решили, что гора Мориа находится на горе Гризим, а не то, чтомы привыкли думать сейчас - Храмовая гора в Иерусалиме.
Если я правильно поняла, в первоисточнике указано, что Авраам ехал три дня на ослике до места, указанного Богом и вдалеке увидел гору. Самаритяне утверждают, что поскольку Авраам шел из района Беер Шевы, то за три дня он бы дошел до Иерусалима, а вдалеке была только одна гора - Гризим.
В одном посте в ЖЖ я видела на эту тему коммент нашего Пророка. Он пишет, что как оказалось, некоторые древние синагоги стоят "лицом" не к Иерусалиму, а к горе Гризим...
пт, 2010-04-09 17:06
-ВесНа-
Советую прочесть статью Наташи Мозговой о самаритянах.
сб, 2010-04-10 12:51
mp3
... в одном из комментов к посту Наташи Мозговой спрашивают:
И хотелось бы комментариев по поводу выключения света: разве можно просить еврея выполнить работу за тебя?..
... напомнило об одном кутаисском анекдотическом случае. В субботу разводить огонь в печке евреи обычно просили соседей. Так вот бабка зовет соседа, а тот видит, как сын семейства собирается закурить. "А тебе, дагенацвле, к сигаретке не надо огоньку?" - с иронией спрашивает сосед.
... и еще анекдот. Умер мужик, попадает в ад. Встречает его черт, говорит, погоди немного, сейчас тобой займемся.
Мужик огляделся - черти орудуют, варят грешников в котле, жара, дым - а вот в стороне посветлее, и вроде рощица и ветерок легкий. Подошел, там несколько мужиков сидят, пиво потягивают.
Спрашивает, что, это тоже ад?
- Да, говорят, ад.
- А там что? - показывая на котлы и ужас.
- А там для тех, кто в эти глупости верит, - отвечают ему.
пт, 2010-04-09 16:46
zardazan
пт, 2010-04-09 17:07
-ВесНа-
Спасибо, но это не там. Насколько я помню, этот музей находится по дороге на Мертвое море. Возле Иерусалима... Кстати, Ефет читал нам Шма Исраэль на древнееврейском. Молятся они только на нем., а знаю иврит и арабский.
пт, 2010-04-09 22:39
Dan9
Более точно возле Маале Адумим.Музей "Добрый самаритянин".
Спасибо за отличный пост-вернее за всю серию по Самарии.
пт, 2010-04-09 17:09
zardazan
Можно смело удалить. ((( Ты лучше знаешь!
пт, 2010-04-09 17:12
-ВесНа-
Ма питом. Чего удалять. Это действительно прекрасный музей и имеет отношение к самаритянам, правда не территориально)