
Под Котовского?
В метро я обычно езжу, уткнув все четыре глаза в буковки чего-нибудь случайно попавшегося, ибо с утра - ну никаких сил нет наблюдать перекошенные радостью лица сограждан. И всегда среди всякой рекламы и анекдотов про блондинок находится что-то интересное. А, может, маразм начинается - не помню уже ничего, поэтому и узнаю все время новенькое. Короче, Склифософский! Сегодня вот с изумлением узнала, что герой песен, анекдотов, и романа Пелевина "Чапаев и пустота", орденоносец Григорий Иваныч Котовский начинал свой богатый жизненный путь... как это по-русски? - шармёром.
Начало ХХ века вообще богато на фантастические фигуры. Про Осипа Шера, прототипа Бендера, я уже как-то писала.
А Котовского даже и сравнить не с кем. Хотя - вру. Наверное, с Робин Гудом... Или с Дубровским.
Родившийся 24 июня 1881 года мальчик по матери был русским, а по отцу происходил из старинного польского дворянского рода. Правда, обедневшего. Поскольку деда репрессировали за участие в национально-освободительном движении, и отец перешел в мещанское сословие и зарабатывал на жизнь многочисленному потомству механиком. Мать умерла когда Григорию было два года, воспитанием занималась крестная. Мальчик вырос на французских романах, любил чтобы "все было красиво" , любил широкие жесты, удаль, был воистину артистической натурой. При этом невероятно нравился дамам, был красавцем, очень сильным физически, лихим наездником, отличным стрелком, виртуозно владел клинком. И - его преступная специальность называлась "шармёр" - человек с необычайным обаянием, легко входящий в доверие, подчиняющий собеседника своей воле и делающий с ним вот буквально - что захочет. Широкая натура сказывалась и тут - действовал с размахом. Крови на нем было много.
Первого помещика убил, когда ему не было еще и 20 лет. Имение сжег дотла. Потом сколотил банду из полутора десятков таких же лихих ребят, отсиживался по лесам, грабил встречных-поперечных. Любил галантно сообщить ограбливаемому помещику, что он "тот самый Котовский". Правда, мог подарить корову крестьянину. Или денег отсыпать от щедрот. Что не меняло сути.
Кстати, в тюрьму он впервые попал в 17 лет. Попался за участие в эсеровском кружке. А по убеждениям был анархо-коммунистом, которые собственно и были главным мотором революционного переворота 1917 года. Идеология анархо-коммунизма - идеология грабежей, экспроприаций, совершенной вольницы - утверждала: личность должна быть свободной. Эта свобода и в ту эпоху, и позже нравилась очень многим крутым и веселым ребятам. Естественно, что пути Котовского и Советов пересеклись - Советская власть умела использовать всех, уголовников и благородных разбойников в том числе.
Во главе полувольного отряда Котовский уничтожил Мишку Япончика, хозяйничавшего в Одессе. Потом подавлял Тамбовское восстание, лично при этом застрелил одного из лидеров - кузнеца Матюхина.
Советы его ценили, а вот простой народ - по разному. Время было такое - грабили все и всех. И красные, и белые, и анархисты, и махновцы. Куда бедному крестьянину податься? Но котовцы считали, что отличаются от всех - никогда не забывают "общую кассу", в то время как буденновцы, например, грабили каждый в свой карман... Тем более, по старой привычке Котовский запрещал своим орлам обижать бедноту, мастеровых, крестьян, местечковое еврейство. Зато почистить буржуев - это было святое!
Но окончилось все печально. В 1925 году Фрунзе стал наркомом обороны и назначил своего друга Котовского заместителем. Вскоре после этого (в августе 1925 года) Котовский был застрелен на отдыхе, а через пару месяцев не стало и самого Фрунзе.
Судя по тому, что все архивы по делу Котовского засекречены ФСБ до сих пор, смерть лихого парня, жадного до жизни, смелого и независимого, укладывается в рамки общей кампании по чистке армии, которую проводил мудрый товарищ Сталин...
Насчет прически "под Котовского". Чуть не забыла самое главное! Лысеть он стал рано, увы. Бриться же наголо стал в Гражданскую войну, в эпоху сыпняка и новой идеологии, когда это вошло в моду.
Текст - вольный перессказ, навеяно прессой, кажется, Веллер. А кому интересно - можно почитать здесь.
















Комментарии
вс, 2010-03-14 11:00
body66
Когда солдаты склоняются над убитым товарищем, они снимают обнажают голову, т.е. снимают буденновки. Когда останавливаются посмотреть на убитого врага, то шапок никто не снимает.
Т.е. комиссары в песне Окуджавы по-видимому склонились над убитым врагом. Из чего следует на чьей стороне был Булат Шалвович....
вс, 2010-03-14 11:15
Шерри-бренди
Ну, то, что Булат, будучи сыном расстрелянного партработника, ненавидел софьювласьевну - это не секрет и не тайна уже давно. Одно его интервью по поводу расстрела Белого дома чего стоит. А что касается склонившихся комиссаров - над врагами не склоняются. Окуджава к словам трепетно относился. У него случайностей нет. Он бы иначе написал. Это сугубо мое мнение.
сб, 2010-03-13 14:49
b3ton
Котовский не "уничтожил Мишку Япончика".Он убит другом Япончика и агентом ЧК в г.Голта,ныне г.Котовск Одесской обл.разбойничал в Бессарабии и в Одесской губернии,сотрудничал,как и Япончик с ЧК и ГПУ,и как и Япончик погиб,будучи по сути своей БАНДИТОМ.Япончика е его полк были расстреляны (безоружные) на ст.Раздельная в 100 км от Одессы.
сб, 2010-03-13 20:14
michaelb948
Маленькое уточнение: кличка Михаила Винницкого была " Миша Японец". А " Япончик" - это тот, которого недавно убили .
сб, 2010-03-13 15:02
Шерри-бренди
Абсолютно не спорю. Особенно с утверждением про бандита. Однозначно - бандит... Насчет Япончика - как раз и есть версия, что Котовский был убит из мести за Япончика. Убийца Мейер Зайдер был осужден к 10 годам заключения, но через два года был освобождён «За примерное поведение», что тоже говорит о многом. Осенью 1930 году сам Зайдер был убит тремя ветеранами дивизии Котовского. Есть основания полагать, что все компетентные органы знали о готовившемся убийстве Зайдера, но убийцы осуждены не были. Темная история.
вс, 2010-03-14 23:10
ОМоН Ра
Тоже из воспоминаний детства. Хозяином дачного домика на Азовском море, где мы отдыхали в конце 60-х, был Александр Иосифович Каневский заслуженный чекист, бывший начальник Харьковской Холодногорской тюрьмы. Как теперь понимаю, еще тот душегуб на заслуженном отдыхе. Так вот, он рассказывал, что убийца Котовского сидел у него, и что замочил он Котовского, чисто, из-за жены наставившей ему рога с комбригом. Вобсчем, тоже версия. Хотя, конечно, Каневский мог не все знать...или не все говорить...с другой стороны, Кирова ведь формально тоже по "ля фамскому" мотиву Николаев пристрелил...
пт, 2010-03-12 20:41
Емеля
Вот на днях посмотрела 8-ми серийный фильм "Котовский" с участием Владислава Галкина (он не дожил до премьеры всего ничего). Интересно... но кажется мне, что уж больно приглажены и напомажены события тех времен. Одним словом, образ Котовского в фильме идеализировали до оскомы на зубах. Без крови на руках по тем временах едва ли дело обошлось бы, а ведь показывают, что не убивал... до последних кадров. И всё же личность он был прелюбопытная.
пт, 2010-03-12 20:58
Шерри-бренди
Честно говоря, сериалы не смотрю в принципе. Но думаю, что эта заметка в газетке и была вызвана к жизни этим приукрашенным сериалом.
пт, 2010-03-12 21:26
Емеля
Этот сериал порекомендовали. Не скажу, что разочарована, даже если факты отличаются от действительного положения вещей. Есть картинка, чего не хватает - дорисуем. Авторы показали Робин Гуда, а ороси они его руки в кровь - это уже не народный герой получается, а мясник какой-то. В жизни всё сложнее, тени и свет крепко переплетены, так крепко, что сразу и не скажешь, хороший это человек или плохой. Такой сценарий для другого уровня фильмов.
пт, 2010-03-12 21:42
Santana
Заинтересовали сериалом. надо глянуть. СПасибо!
пт, 2010-03-12 21:39
Шерри-бренди
Я зацепила глазом кусочек второй серии. Даже не поняла, о чем это. Просто - потому что Галкин играл (я об этом сериале?). Но после его роли в "августе 44-го" (хоть там тоже полное несовпадение с первоисточником), и этого бесшабашного дальнобойщика (хотя Гостюхин мне больше нравится!) - не смогла смотреть. Так и всё.
пт, 2010-03-12 21:57
Емеля
Когда я книгу с середины начинаю читать - тоже не всегда всё понятно. Здесь, как в альбоме с фотографиями: выбрали несколько снимков из его жизни, те, что получше. О некоторых умолчали, некоторые не удались, некоторые вовсе сожгли.
Анонс сериала 2009 года
Это взгляд на биографию Котовского глазами режисера Александра Файнциммера (1942)
пт, 2010-03-12 20:39
Spaik
Всё правильно, с Веллером и Буровским знакомы. Как же ж!!!! Достойное чтиво.:))))
Из воспоминаний детства.
Рос я у бабушки, проживали они с делом на ул. Болгарской (г. Кишинёв, МССР) В те дальние, почти былинные времена ( до 70-х гг.) эта улица была вымощена брусчаткой, строения сохранились ещё от царских времён, а на некоторах перекрёстках еще сохранились колонки водонапорные из чугуния и каменные тумбы для объявлениёв, в форме цилинтра с витиеватым завершением.
Так вот, в соседнем дворике (в каждом по 5-10 семей) жила старуха. Все её очень уважали и назывли мадам (фамилию не помню). Как утверждала молва, в раньшее время она содержала публичный дом на Малой Малине (район в Старом Кишинёве) и якобы неоднократно укрывала Григория Ивановича Котовского, будующего Героя Империалистической и Гражданских воин, от полицейских облав.. По утверждению, старожилов, они помнили Гришку Котовского не как "пламенного революцианера и Робин Гуда", а как криминального авторитета "в законе", бандюгана и рекетёра, бабника и насильника...
Очень много интересного старики рассказывали, и про царское время, и про румын, и про то как (не к ночи будет помянуто) Бессарабию от румын "освобождали"...
Жаль, что воспоминания живых людей мало кого интересовали.
пт, 2010-03-12 21:11
Шерри-бренди
А вот еще нашла:
http://blog.zlatasvarga.ru/2009/01/zapreshhennye-barabanshhiki-kotovskij...
вс, 2010-03-14 23:24
ОМоН Ра
Ну и я себе позволю музыкальную иллюстрацию. Правда не о Котовском, но о том времени.
пт, 2010-03-12 22:03
Spaik
Ну что... Лично мне композиция понравилась :)))
Мило и без заумствованиЁффф.
Поэтизация образа... Почти как в кино...
Ой!!!! Вспомнилось! Бессмертная "Свадьба в Малиновке"
Въезд котовцев (именно котовцы упоминаются в кине) в Малиновку
пт, 2010-03-12 22:11
Шерри-бренди
Ужасно стыдно, Спайки... Один из самых нелюбимых фильмов... ((( прости-прости-прости...(прям плачу)
пт, 2010-03-12 20:56
Шерри-бренди
Меня поразило, как мало я лично знаю историю! А вроде бы и интересовалась всегда. Да и сейчас интересно. Как нам все однобоко преподавали, блин... Поэтому и поразилась, что - ничего не знала. А личность интересная. Хотя, наверное, время было интересное...
пт, 2010-03-12 21:40
zardazan
Разговор с его сыном.
пт, 2010-03-12 21:55
Шерри-бренди
Нелли, вот потрясающая же личность. Наверное, это неправильно так оценивать - вне морали. Но я понимаю, почему дамы теряли головы и ...эээ... не только.)))
А про "кто убил" - все известно же. Только не осудили никого. Хоть и признания, и очевидцы... Многоразмышляемая тема.
пт, 2010-03-12 22:35
zardazan
Мой муж ухмылялся и на окуджавское комиссары в пыльных шлемах.
Никогда не романтизировал то время.
вс, 2010-03-14 09:51
gershkopf
Окуджава имел в виду других комиссаров
пт, 2010-03-12 22:47
Шерри-бренди
Я романтизировала. Да и сейчас еще...
А само словосочетание, Нелли - "комиссары в пыльных шлемах"...Как это называется, когда повторяющие шипящие?
У меня семья связана и со шлемами - прапрадед "брал Зимний" - приехал в деревню - "Я царя сверг", плюнул и единственную фотокарточку в печку кинул. И дед финскую прошел - как раз в этом шлеме. С чего начинается Родина? Нелли. Мы на этом выросли. И на будденовках тоже. Вы ж понимаете. Я смеяться не могу над этим.
сб, 2010-03-13 14:40
kakao4u
"Я романтизировала". Вижу. И продолжаешь. Видно, тебе не приходилось служить в армии с одеситами и молдованами, иначе ты знала бы о том, что Котовский обычный бандит и разбойник много лет назад. Хотя и крупный бандит.
Сейчас разочарую тебя ещё сильней. Зимний никто не брал, его никто не защищал, никакого "штурма" не было вовсе. В 1927 году вышел на экраны СССР к\фильм "Ленин в Октябре", в котором был штурм Зимнего. На потребу героизации и романтизации бандитского переворота была мобилизована вся мощь пропаганды. Да и время мифологизации пришло, время убеждать сограждан, что чёрное это белое. Поинтересуйся, почему до 1927 года никто не слыхал о "штурме" Зимнего?! Потому, что штурм придуман в 1927 году. Но тут есть одно "но". В фильме штурм это не специальная ложь, просто авторский ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ, который зажил своей жизнью при активной поддержке определённых сил. Помнишь, как Лёня Голубков сошёл с экрана и зажил своей жизнью...Хотя авторы телевизионного мифа к этому не стремились.
Другое дело "палестинский народ". Это не художественный, а политический, но тем не менее вымысел. Автор - Андропов, год создания 1974. И этот миф, миф о том, что существует такой отдельный народ, со своей культурой, историей существует до сих пор. И ещё и как работает! И приносит миллиарды реальных долларов руководителям этого мифического народа.
А повторение и чередование одинаковых звуков, и необязательно шипящих, называется аллитерацией. Позволю себе пример:
Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах
Полонил, наполнил смутным ужасом меня всего,
И, чтоб сердцу легче стало, встав, я повторил устало:
"Это гость лишь запоздалый у порога моего,
Гость какой-то запоздалый у порога моего,
Гость - и больше ничего".
Стихи "Ворон". Эдгар Аллан, сама понимаешь, По. Пер. М.Зенкевича.
Прошу покорно прощения за громоздкий коментарий, в просторечии "мноГА букАФ".
сб, 2010-03-13 14:48
Шерри-бренди
Так про то и речь, что мы выращены на мифах. Что ничего ни о чем толком не знаем (Впрочем, буду говорить только о себе). Что история постоянно переписывается. Что... Грустно все это. И я же не спорю ни с кем. И пост мой не научный трактат, а именно констатация некомпетентности. Хотя и училась всегда и везде хорошо, и интересовалась, и книжки читала и читаю.
пт, 2010-03-12 23:49
Spaik
Зимний (1917г.) в "будёновках" не брали.
В Красной армии они (шлемы) появились несколько позже....
пт, 2010-03-12 23:54
Шерри-бренди
Да, в финскую. Я в курсе.
Я ж не про форму, а про чуВСТва ...
У меня от деда только я - как генетическое продолжение (хоть и ничего общего - в папину породу пошла), и одна фотокарточка - у мамы, она с ней не расстается. А я ищу деда по всем каталогам захоронений. Пока - никак.
пт, 2010-03-12 22:50
zardazan
А зачем смеяться?
Между восторгом и смехом есть промежуточные состояния. :)
пт, 2010-03-12 22:58
Шерри-бренди
Да. Мне - грустно.