
Воронеж, еврейское кладбище – «у дороги стоит деревце»…
Еврейское кладбище города Воронежа — старейшее из всех действующих кладбищ нашего города. Находится оно за высоким сплошным забором, в небольшом тихом квартале, ограниченном улицами Карельской и Молдавской. Вы не поверите, но большинство горожан даже не знает о его существовании. Историю свою кладбище ведет с 1869 года, когда некий Лейба Кривоносов сумел получить разрешение властей на открытие постоянного места для захоронения евреев.
Ссылка в тему: Памятник в тайге
Собственно говоря, до этого времени особой необходимости в таком месте и не было. Потому как, согласно пресловутой черте оседлости, Воронежская губерния относилась к местам, запрещенным для проживания евреев.
И только после начала отмены ограничений, в воронежских документах начинают мелькать еврейские фамилии. Тогда же в Воронеже появляется и первый молитвенный дом. К 1860 году в нашем городе проживает 198 мужчин и 47 женщин еврейской национальности, а к 1880 году в губернии насчитывается уже около 1000 мужчин евреев. Известно, что в 1887 году в семье мастера-мыловара Якова Маршака родился сын Самуил, будущий детский писатель.
Все больше в конце 19 века появляется в Воронеже ювелиров и часовых мастеров, скоропечатников и граверов еврейского происхождения… На карте города того времени можно найти мыловаренный завод Вассермана, ватную фабрику Мильштейна, дрожжевой завод Братмана… Более половины врачей в городской бесплатной лечебнице составляли евреи.
14 мая 1896 года, в день коронации Николая Второго, еврейская община посылает ему поздравление, в котором ходатайствует о разрешении строительства синагоги с присвоением ей имени императора. Проект синагоги в апреле 1901 года выполнил архитектор Станислав Мысловский - поляк по национальности, самый известный архитектор в Воронеже. Средства на нашу синагогу жертвовали известные воронежские семьи. Среди них Ширвиндты, Габриловичи, Ардовы. Да-да, предки тех самых… Решением властей синагога была закрыта перед Второй мировой войной. В 1998 году синагогу вернули общине – до этого в ней размещался склад текстиля. Сейчас наша синагога — одна из 10 крупнейших сохранившихся дореволюционных синагог России.

Но вернемся на кладбище.
Самое раннее захоронение, сохранившееся здесь, относится к 1866 году. Это могила витебского раввина Егуды Лэв бэн Ярухама Бэшкина. Сначала тексты на памятниках писались исключительно на иврите. C начала 1890-х годов надписи дублируются на русском языке. Один из первых надгробных памятников с русским текстом относится к 1894 году: «Герш Гершенов Цодиков. Родился в Калуге 21-го марта 1867 года. Умер 7-го марта 1894 года».

Рядом могила отца, Герша Цодикова – старшего (1830-1913), и матери, Рахили Цодиковой (ум. 1907).

Невдалеке могила одного из членов правления синагоги того времени — И.М. Цивьян (1846-1914) с супругой.

На сегодняшний день на кладбище находится более 100 дореволюционных надгробий.


Еще более тысячи могил относятся к советскому периоду.


В 1995 году впервые за многие годы была приведена в порядок вся кладбищенская территория... Есть здесь и христианская часть кладбища. Есть и семейные захоронения — муж и жена разной национальности, разного вероисповедания тихо покоятся вместе.
Помните эту колыбельную?
У дороги стоит деревце
В поле деревце одно,
Грустное томится.
И с ветвей его давно
Разлетелись птицы.
Кто к востоку, кто на запад,
Кто подался к югу,
Бросив деревце в полон
Всем ветрам и вьюгам.
Вот, что, мама, я решил, -
Только ты позволь мне:
Здесь на ветке буду жить
Птицею привольной,
Стану петь я деревцу
Весело и звонко,
Убаюкивать его
Нежно как ребенка.
Плачет мама: "Ой, сынок,
Не было бы худа -
Там на ветке, не дай Бог,
Схватишь ты простуду".
"Полно, мама, не рыдай,
Осуши ресницы,
Не пугайся - только дай
Обернуться птицей".
Просит мама: "Птенчик мой,
Погоди немножко:
Шалькой плечики укрой
И надень калошки.
Шапку теплую возьми -
Зимы наши люты -
Ох, явился в этот мир
На печаль мою ты".
Молит мама: "Не шути
С холодом, мой милый,
Коль не хочешь ты сойти
В раннюю могилу".
"Вот взлетаю - тяжело:
Книзу тянет ноша,
Не дают взмахнуть крылом
Шалька и калоши.
Видишь, мама, плачу я,
Сил у птицы мало:
Ах, зачем любовь твоя
Крылья мне связала!"
Снова деревце одно
И тоской томится -
Ведь с ветвей его давно
Разлетелись птицы.
(сл. Ицика Мангера)
Она всегда звучит в моей голове, когда мне выпадает прийти сюда. Послушайте и вы...
Здесь не бывает случайных людей, почти все посетители знакомы друг с другом. Молодежь общины осенью и весной убирает территорию.
Люди приезжают проведать родные могилы из других городов и стран. И все-таки посетителей становится заметно меньше...
Сегодня в Воронеже проживает около 3 тыс. евреев. В начале XX в. на момент строительства синагоги численность еврейского населения была примерно такой же…
Снова деревце одно
И тоской томится -
Ведь с ветвей его давно
Разлетелись птицы.
















Комментарии
пт, 2010-11-12 22:51
sfkoozya
Жизнь полна разочарований. Я было решила, что Сантана вернулась....
пт, 2010-11-12 22:47
pronweb
Пара ссылок, с кучей фоток, в тему:
Еврейское кладбище
Терновое кладбище
пт, 2010-03-12 09:10
Promokasha
Аня, несколько раз начинала писать и стирала. Я тебе при встрече всё скажу ))) Спасибо тебе !
пт, 2010-03-12 11:05
Santana
Я тоже надеюсь на встречу. а тема сложная, о ней и писать нелегко - я полгода собиралась с духом...
пт, 2010-03-12 00:18
Veter
Ань, спасибо большое за теплый пост! Как и все твои посты! Спасибо!
пт, 2010-03-12 07:30
Santana
Пожалуйста!
чт, 2010-03-11 21:27
alexaverba_2
Пост мастерский, ну это общее.А личное , спасибо
чт, 2010-03-11 21:37
Santana
Саш, личное пожалуйста))
чт, 2010-03-11 22:38
alexaverba_2
Родственники там есть
пт, 2010-03-12 07:30
Santana
Поняла, кажется.
чт, 2010-03-11 19:56
ОМоН Ра
Спасибо. Как всегда, замечательный пост. Маленькая поправка:
"Среди них Ширвиндты, Габриловичи, Ардовы"
Не было среди них Ардовых. Были Зигберманы. Ардов -псевдоним, взятый Виктором Ефимовичем Зигберманом уже в московский период его жизни.
чт, 2010-03-11 21:37
Santana
поправка с благодарностью принимается - правда, источники дают два варианта: Зильберман и Зигберман. Спасибо за поправку! Начала читать о Викторе Ефимовиче, и не смогла остановиться)))
чт, 2010-03-11 23:05
ОМоН Ра
Ага. Занятная семейка. Почитайте еще про его младшего сына Михаила. А лучше, почитайте самого Михаила
пт, 2010-03-12 07:42
Santana
Почитала... Да, действительно, интересно. Когда-то в 90-х читала "Легендарную Ордынку"... Слушала его передачи с Баталовым - блестящие, безусловно! Он показался очень интересным человеком и собеседником.
Михаил стал священником Русской Православной Церкви...
я, конечно, хотел, чтобы мои дети были русскими, но не до такой же степени(В.Е.Зильберман-Ардов)
чт, 2010-03-11 18:53
Мила
У нас в Одессе снесли НЕ ОДНО кладбище. Первые трудовые мои шаги были в близи от маленького Таировского кладбища (на пересечении по старому 9 линии и Львовской ,а теперь Королева/Глушко). По другую сторону от Львовской была степь и это маленькое кладбище. Мы начинали застраивать этот район высотными домами. На моей памяти были новые захоронения, т. е. мы видели похороны, хотя официально захоронения были запрещены. Потом, как и следовало ожидать, несмотря на заверения, был дан срок для перезахоронения. Часть кладбища ушло под ... рынок., на осальной части посадили деревья. Рядом кинотеатр современный, торговый центр. В наши дни выстроили часовенку, потом огромный храм.
На еврейском кладбище навели порядок. Многие едут, волнуются. что не сразу найдут родные могилы. Но служители за считанные минуты называют место и охотно сопровождают, если просят.
На новом Таировском, (а уже появилось второе и, кажется, третье), могилы всех вероисповеданий. Кресты только почти не встречались в советское время. Сразу за могилой отца родственники эмигрировавших в Израйль. Туда долгие годы приходили русская супружеская пара, ухаживала за за их могилой. Сослуживцы бывшие.
чт, 2010-03-11 19:19
Santana
и у нас за многими могилами ухаживают русские - старые друзья, соседи, сослуживцы. Каким-то образом на могилах ветеранов в День Победы оказываются цветы - хотя я точно знаю, что родных в Воронеже не осталось.
чт, 2010-03-11 17:50
Izabella
Спасибо за пост.
У меня папа похоронен в Одессе, до сих пор не собралась посетить могилу. Стыдно.
Мама похоронена в Израиле, на памятнике написала и в честь папы. Ссылаюсь на это. Нет , стыдно все же.
чт, 2010-03-11 19:14
Santana
Белл, все-таки,наверное, главное - это память. А когда будешь в Одессе, зайдешь. Как говорила моя очень пожилая учительница, ныне живущая в Израиле и в силу возраста и здоровья не имеющая возможности приехать на могилу мужа в Воронеж: "В конце концов, это всего лишь дверь, через которую он вышел в бесконечность. Сейчас он везде..."
чт, 2010-03-11 19:48
Izabella
Ты такая доброжелательная. Спасибо. За могилкой отца присматривают. Я каждый год посылаю деньги и мне шлют фото, убрано, цветы растут.
чт, 2010-03-11 21:09
Santana
цветы - это хорошо! а моя мама попросила посадить им с папой барвинок -
Несе Галя воду, коромисло гнется,
За нею Iванко, як барвiнок въется. ..
теперь там такие заросли - никакие цветы не выживут))
чт, 2010-03-11 15:00
Пегматит
Спасибо.
чт, 2010-03-11 16:35
Santana
)
чт, 2010-03-11 14:49
Nik
Какое-то щемящее чувство от ярких красных цветов на снегу в видео...
Да, а вот православный крест на еврейском кладбище - я думал, что это не допускается. Видимо, муж и жена разной веры?
чт, 2010-03-11 16:05
Santana
думаю, что на подлинно еврейских - религиозных - кладбищах кресты и не разрешаются. А у нас можно. И даже в одной ограде, как на тех фотографиях, Действительно, муж и жена разной веры. Но жили вместе, и покоятся вместе. Меня немного смутило, что старое еврейское надгробие и более свежий крест поставлены как бы валетом. Но потом почитала о разных кладбищенских традициях и поняла, что скорее всего это потому что некоторые кресты ставят в изголовье, некоторые в изножье, а когда сделают памятник, то скорее всего два памятника будут стоять рядом
чт, 2010-03-11 14:35
KE
Аня, отдельное спасибо за песню!
чт, 2010-03-11 15:58
Santana
Я очень люблю эту песню. Когда смотрю "Еврейскую колыбельную" из "Колыбельных мира", всегда плачу. Там мама так похожа на многих мам моих друзей и подруг - и почти все они сейчас лежат на этом кладбище. Особенно на одну. И с ней связано столько разных воспоминаний - и одно как раз с зимними сапогами, которые она просила надеть сына, когда мы компанией летели в майский Питер - а она все приговаривал: "и шарфик надень, и сапоги. Питерские погоды такие коварные". А сын рассердился, выбросил все в окошко и заперся в ванной. Она мне звонит советоваться: что делать? Я ей говорю: забрать сапоги с улицы. а она их уже забрала и теперь думает, как же все-таки убедить сына их надеть... Всегда подхожу к ее могиле. Очень добрым и светлым человеком она была...
пт, 2010-03-12 01:05
KE
Аня, плачу тоже... этот постепенно уходящий язык... любая даже веселая мелодия с грустинкой...
пт, 2010-03-12 07:29
Santana
язык звучит удивительно щемяще... я слышала исполнение песни в русском переводе - совсем не то..
чт, 2010-03-11 10:17
Dan9
Спасибо-вспомнилось кладбище во Львове, и родные могилы...
чт, 2010-03-11 16:35
Santana
это светлая память...
чт, 2010-03-11 08:10
Ю-ша
!!!!
Деревья и снег на кладбище..
Поехать умереть под Хермоном, что ли...?
чт, 2010-03-11 15:23
Santana
Юльк, снег на кладбище лежит прямо пуховым одеялом, а надгробия - как изголовья. И еще - у нас на кладбища наступает лес. Разрастатся деревья, кустарники. У нашей бабушки около могилы цветет сирень, у кого-то плодоносит земляника, растут грибы... большой контраст с городом. Самое неэстетичное - это ограды: разной формы, высоты, разбросанные в беспорядке, зачастую мешающие просто продвигаться и перегораживающие путь.
чт, 2010-03-11 15:57
Ю-ша
Нaверно последнее, что мне тяжело принять в Израиле, это кладбища
Только в Кфар Сабе видела тень и деревья, и почему то все смерти летом произошли, похороны при плюс сорока, наисинейшем небе и пляжной дымке вокруг.
Ужас.
И перед Судным Днем, когда все идут на кладбище, опять хамсин и плюс пятьдесят.
А тень и плакучие деревья утешают.
чт, 2010-03-11 16:22
Santana
Да. деревья, зелень - утешают. Не случайно часто рядом с могликой ставили скамеечку - посидеть в тени, погоревать, подумать, послушать птиц и утешиться...
чт, 2010-03-11 16:34
Ю-ша
Завтра поеду...
Тени не будет
чт, 2010-03-11 19:58
Santana
Юль, а завтра какой-то памятный день у родных?
чт, 2010-03-11 07:47
sfkoozya
Спасибо, Сантана. Пост выдающийся, как всегда. Не посетить ли мне местное русское кладбище?
чт, 2010-03-11 15:30
Santana
это очень интересно. Буду ждать. Даже самой захотелось побывать. ПОка получится только твоими глазами
чт, 2010-03-11 02:12
Рыжий
Спасибо, Сантана.
А я был недавно на "нееврейском" кладбище в киббуце Гиват-Бренер...
Полтора года назад на месте этих шести могил был пологий склон, поросший сорняком... Много надгробий добавилось с тех пор...
Есть скромные, однотипные, а есть и настоящие произведения искусства...
чт, 2010-03-11 15:33
Santana
САша, а почему "нееврейское"? Я думала, что это еврейская семья. Такая трагедия. На детские игрушки просто смотреть невозможно без слез... А чем закончился суд?
чт, 2010-03-11 16:10
Рыжий
Ань, да здесь полблога "там" были евреями, а здесь "стали" русскими... Галаха, мать её етти.
Слушание перенесено на 21 марта...
чт, 2010-03-11 16:29
Santana
Н-да, прочла сейчас в Вики:
10 ноября 2009 года министр юстиции Израиля Яаков Нееман заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны."
А у меня было представление (похоже, ошибочное), что Израиль создавался как светское государство.
пт, 2010-03-12 09:06
Promokasha
Израиль создавался светскими , но рождение , женитьа и похороны находятся в ведении религиозных. Такой статус кво.
пт, 2010-03-12 11:04
Santana
да я уже пост Зеро почитала, просветилась немного... Сложно все это.
ср, 2010-03-10 23:24
NatalyG
!
пт, 2010-03-12 07:35
Santana
Спасибо, Наташ!
ср, 2010-03-10 23:15
-ВесНа-
!
пт, 2010-03-12 07:35
Santana
Спасибо, Наталья!
ср, 2010-03-10 23:09
T.R.G
Пройдя обучение на курсах фотографии, важно сохранить свой взгляд. Надеюсь вам попадутся учителя которые не испортят его. Удачи.
чт, 2010-03-11 16:23
Santana
Спасибо большое за такой комплимент!
ср, 2010-03-10 23:06
Марфа
Спасибо... Избитая фраза, но это действительно так, человек жив, пока его помнят... А я сейчас вспомнила, когда я была маленькая, мы получили квартиру в новом микрорайоне возле еврейского кладбища. Через пару лет это кладбище снесли, до сих пор помню разбросаные надгробья...
чт, 2010-03-11 15:43
Santana
разбросанные надгробья - это воспоминания и моего детства тоже. У нас до сих пор поребрик на несколько улицах из надгробий - мрамор, гранит, даже не удосужились надписи стереть... Кстати, самым шикарным клабдищем в Воронеже было лютеранское: потрясающие памятники, парк настоящий, садовники, дизайнеры, склепы редкой красоты. На этом кладбище хоронили и богатых православных. Но там запрещено было хоронить евреев - похоже, даже за взятку. Это кладбище тоже снесли на нащих глазах. Сейчас там телецентр. А еврейское живет...
ср, 2010-03-10 22:56
Мила
Умничка ты, Сантана! Такую тему затронула!
чт, 2010-03-11 16:20
Santana
Тема сложная, где-то неоднозначная. Среди уехавших друзей очень разное отношение. Кто-то стремится приехать проведать, кто-то считает, что достаточно просто помнить, кто-то просит заходить, кто-то избегает печальных воспоминаний. И каждый прав по-своему. Кстати, моя мама из-под Одессы. В ваших краях очень много могил моих родных, о которых я ничего не знаю...
ср, 2010-03-10 22:50
Shantanel
Ань, тебе б летопись вести. Пишешь, как поешь. Смотрю,читаю - запоем.
чт, 2010-03-11 16:16
Santana
Зая, у тебя такой лексикон после водочного поста? Прониклась?))
А на самом деле - спасибо большое!
чт, 2010-03-11 18:31
Мила
Писала коммент к Леониду Пастернаку, тоже вспомнила ее пост о водке. Почему-то цитату-
"Голою русалкой алкоголя..." - не иначе, подумала, как водочный пост повлиял...
чт, 2010-03-11 19:11
Santana
)))