
Поездка в Германию. Нойтребин
Одна из причин, по которой мы поехали в Германию - найти место, где похоронен дед жены, погибший в самом конце войны в боях под Берлином. По рассказам тестя, похоронка на отца пришла с указанием места захоронения "земля Бранденбург". Тем более, в той мясорубке конца войны трудно было добиться какой-либо точности. Год назад брат жены ездил, как мы, к другу в Бранденбург, но ничего определенного не нашли. Братские могилы советских солдат в Германии - явление несколько непривычного нам плана. Кроме величественных сооружений в Трептов-парке и в Берлине у Бранденбургских ворот, не чувствуется такого отношения к могилам, как мы привыкли в Союзе.
И вот неожиданно в начале года дяде жены, одному из сыновей, позвонил кто-то незнакомый из Хайфы и сказал, что на сайте Минобороны России можно найти все данные о погибших воинах и он видел данные его отца. Это сайт, на котором мы нашли документ о перезахоронении младшего сержанта Шиндера Якова Захаровича, погибшего от ран 18.04.1945, в братскую могилу города Нойтребин Бранденбургской провинции. Теперь мы уже знали, где искать.
Чтобы попасть нам в этот городок, предварительно воспользовавшись всеми возможностями Интернета, по нашей просьбе наш друг попросил на вокзале распечатку расписаний и номеров поездов до Нойтребина. Как удобно! Мы получили все точные номера, время, платформы до места. Выехали из Бранденбурга в 9.22, сменив три поезда, прибыли в Нойтребин в 12.25. Первая пересадка была в Берлине на Центральном вокзале - это крупнейшая в Европе железнодорожная развязка.
Сколько там уровней, платформ, направлений. Но все чинно, чисто, удобно, все понятно. Народу много, но не суетливо.
Еще одна пересадка была в Эберсвальде. Пока ждали поезда, немного огляделись. Привлекло внимание вот такое странное сооружение со стрелками.
Наконец подошел поезд, состояший всего из двух небольших вагончиков, по типу маршрутки. Удобно, уютно, со всеми удобствами. По дороге насладились пейзажами с сочной зеленью, с коровами и ветряками.
Нойтребин, оказывается, находится километрах в двух от железнодорожной станции. День чудесный, почему не пройтись. Но так как торопились на обратный поезд, то по дороге не фотографировал, хотя и было что снимать. В самом городке, небольшом и вытянутом вдоль дороги, никто не мог нам ответить, где могилы русских солдат. Мы встретили в центре поселка небольшой мемориал немецким солдатам. Пошли к кладбищу. На кладбище, расположенном среди могучих развесистых деревьев, мы увидели двух женщин, убирающих дорожки. Они нам показали в двух местах захоронения русских солдат. Места эти находились у ограды, чистые и ухоженные, но... как таковой братской могилы в нашем представлении со списком на памятнике не было. Было несколько кирпичиков с русской фамилией на торце, была табличка "лейтенант и его солдаты" и было несколько больших могил совершенно без надписей. Да, собственно, этого и следовало ожидать: конец войны, разруха, голод. А потом - не очень-то будешь заботиться о могилах врагов... Трудно это все понять... и принять. Только для успокоения души мы приняли это место за то, которое искали, положили камушки по нашему обычаю, привезенные с могилы тестя, его сына, взяли два камушка, чтобы положить на могиле тестя в Израиле. Кстати, во время посещения Рейхстага, у меня камушек отобрали, объяснить я не смог, зачем ношу с собой, но на выходе вернули.
Как далеко от нас эти годы войны, но как еще долго они отзываются в наших сердцах.
Немного подождали автобуса, развозящего школьников, который довез нас до станции. Пока ждали, осмотрелись. Вдоль тротуаров вперемешку растут яблони и груши, каштаны. Так необычно для нас.
Пока ждали на станции поезда прогулялся по окрестному лесу.
Сама станция небольшая, как игрушечная.
Тем же путем добрались до места. Устали, но с успокоенностью в душе. Соединилась цепочка поколений, от дедушки к внучке.

































Комментарии
пн, 2009-10-26 13:42
БабаКлава
Соединилась цепочка поколений, от дедушки к внучке.
Спасибо, что поделились, трудно быть равнодушным, когда читаешь такие истории...
вс, 2009-10-25 00:03
zardazan
Наблюдатель писал об этом.
А мой сын нашел данные о своем деде со стороны отца.
Надо, надо продолжать вспоминать и искать.
Спасибо за пост.
вс, 2009-10-25 20:27
PSIFAS
Заглянул в ваши ссылки... ком стоит в горле. Сколько горя еще было вокруг действительного горя...
Вам спасибо за СОпереживание.
сб, 2009-10-24 21:23
Мила
У тети муж работал редактором в провинциальной газете. Типичный интеллигент-очкарик. Когда началась война, его призвали, начал службу в комиссариате. Сопровождал новобранцев на фронт, травмай были открытые, без дверей, а он почти снаружи висел. Срезали ремни сзади с пистолетом, тогда много всякого народа из тюрем повыпускали. Судили. Полагался расстрел. Отправили в штрафбат. Погиб неизвестно где. Пришло письмо от товарища из госпиталя,у них был уговор на случай, если что случиться, где он писал, что оба тяжело ранены. В конце войны пришла повестка о том, что он без вести пропавший.
То есть прослужил месяц, в штрафбате погиб через несколько месяцев, но поскольку не числился в погибших, то даже никакого пособия на ребенка не полагалось... И пятно на биографии.
Тетя горевала и искала его следы всю жизнь. Побывать хотя бы в местах, где он воевал, а значит и ранен там был, про могилу не говорю, стало как бы навязчивой идеей. Замуж больше не вышла. Сейчас ей 94 года. Внуки нашли место захоронения ее мужа и своего прадеда через инет.
В отношении наших братских могил на территории Германии. У меня другое отношение к этому. Я жила ребенком в Германии. Мы общались с немцами, и те не один раз нас попрекали, что они ухаживают за нашими могилами, а вот им у нас и цветочки некуда положить. Позже, когда можно было открыто поговорить и когда много немцев ездило к нам туристами, по телевидению уже открыто предъявлялись претензии нам.В частности, что нет никокого знака - обелиска, их кладбища под Сталинградом. Вначале я была в шоке и очень возмущена. Но когда услышала поепреки где-то несколько раз, задумалась. Во всем мире принято почитать память погибших...
сб, 2009-10-24 23:41
PSIFAS
Вы себе не представляете, как вы правы. Как-то мне повстречалось кладбище немецких солдат, умерших в плену, вот только не помню где. Я тогда был молодым, многого не понимал, но осталось какое-то тягостное ощущение несправедливости. Простые холмики с крестами и надписями на немецком. Не очень и заброшенное, но.. не в своей земле. А тогда еще подумалось о наших, погибших и похороненных Там. У меня в семье никто не погиб, не воевал, были в эвакуации, дядя только успел последние месяцы войны участвовать в войне с Японией. А сколько семей даже на могилку родного человека не могли прийти...
вс, 2009-10-25 16:38
Мила
Допускала, что подвергнусь нападкам. Как хорошо, что меня правильно поняли. Да. непривычно - наклонные прямоугольники плит, да еще без перечня фамилий. Но они есть и всегда ухожены. И так, кстати по всей Европе. Наше отношение к захоронениям немцев - либо открыто агрессивное, либо их просто нет. Прошли годы. Мы предки воевавших и нам надо самим решать, как относиться друг к другу.
Кроме того, в Германии много наших, у кого друзья, у кого родные. То есть враждебное отношение к нации автоматически переносится и на них. А уж это невозможно.
Поэтому надо прислушаться и к их желанию почтить могилы своих дедов и прадедов и понять их обиду.
Для справки мой отец воевал, был два раза ранен, два раза выходил с боем из окружения. Это при том, что был начальником медсанбата, но в окружении -снайпером - стрелял хорошо, охотник.На окраине Сталинграда они трое суток оперировали без сна, пока не свалились от усталости. Причем, было всего два медсанбата. А к концу сражения 54. Отец всегда говорил с горечью об этом, как о доказательстве, что руководство не рассчитывало укрепиться на этом берегу и все силы на тот берег перебросило на другой берег. В наших учебниках все выглядело иначе. И только после падения Союза об этом открыто заговорили историки и очевидцы. (Вот поэтому я и осмелилась говорить о памяти погибших под Сталинградом).
сб, 2009-10-24 20:04
Izabella
трогательно. Спасибо.
сб, 2009-10-24 19:45
pioniya
защемило сердце...
сб, 2009-10-24 17:22
Dan9
Должен снова к Вам обратиться.Очень взволнован и сейчас поймёте почему.Приведённая вами ссылка на Министерство обороны, помогла нам найти данные о брате отца моей жены.Жена у меня горская еврейка родом из Кубы.Они знали конечно что дядя не вернулся с войны.Но всё же невозможно передать что с ними произошло ,когда увидели эту запись:
Имя Хай
Отчество Евдаевич
Дата рождения __.__.1920
Место рождения Азербайджанская ССР, Кубинский р-н, п. Красная слобода, ул. Свободы, 16
Дата и место призыва __.01.1942 Кубинский РВК, Азербайджанская ССР, Кубинский р-н
Воинское звание рядовой
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1944
Источники информации ЦАМО
По стечению обстоятельств мы как раз сейчас в Натании у родственников жены.Слёзы ,звонки всем дядям и тетям-что вам сказать ,вы правы эта война до сих пор нас не отпускает..
сб, 2009-10-24 18:07
PSIFAS
Очень растрогало меня ваше сообщение. Это, конечно, и радость и горе в одном сосуде, но все же лучше, чем неизвестность. И еще хочется вам сказать спасибо за обращение к людям вспомнить о своих родных, об истории своих семей...Даже если никто и не отзовется, обязательно подумают и повспоминают. Но я думаю, что людям захочется рассказать о таком родном для каждого.
А сайт - действительно чудо. Наша реакция была буквально такой же. Гигантский труд для того, чтобы память человеческая не забывала тех, благодаря кому мы живем. Хочется только добавить, что современный прогресс позволяет сейчас подобного рода информацию узнавать практически мгновенно, но... может все-таки перестать воевать и исчезнет надобность в таких сведениях?...
сб, 2009-10-24 17:01
Рыжий
Спасибо, что поделились...
У меня брат бабушки пропал без вести в 42-ом, нет могилки...
сб, 2009-10-24 15:40
Dan9
Мне очень понятны ваши чувства насчёт цепочки.Именно это я имел здесь в виду. Ваш рассказ вполне бы подошёл для такой рублики.Молодцы.....