
Каньон Цеелим - Гранд Каньон Мертвого моря. Часть первая
Когда подыскивала варианты для маршрутов вокруг Мертвого моря, прочла на одном сайте фразу: "каньон Цеелим - гранд.каньон мертвого моря!". Конечно же, это не могло не заинтриговать. Посему, эти шиши-шабат (пятница-суббота) было решено посвятить походам в районе Солёного моря, и один из них обязательно должен был пройти по каньону Цеелим.
Попутчиков в этот раз у нас не было, поэтому решили не напрягаться, не складывать лихорадочно машину сразу после работы и не мчаться вечером в темноте по Бикаа для ночлега на Мертвом море. Машину собрали с вечера, спать легли рано, утром встали ни свет-ни заря. И вот - мы уже в пути, а рассвет только встает над Кинеретом.
Вот эти горы северной Иудейской пустыни обычно такие скучные и бесцветные, вдруг как-то ярко заиграли в низких лучах утреннего солнца после прошедшего здесь накануне дождя.
А вот мы уже к утесам над Мертвым морем подъехали. Представляете, по всем этим ущельям-водопадам спускаются туристы-экстремалы. Высота некоторых водопадов более 100 метров (ой, только не говорите при мне эту цифру!).
Чуть севернее Мецады, примерно на 231-ом километре 90-ой дороги, сворачиваем по указателю "нахал Цеелим" в сторону гор - прямо возле подстанции ( отличный ориентир) . Мецада, гордо отделившаяся от всей гряды, возвышается над всем хребтом.
3.5 километра по грунтовке, и мы добираемся до начала маршрута.
Небольшое авиашоу в честь нашего прибытия.
Вокруг каньона Цеелим и по нему самому проложено множество маршрутов с разметками всевозможных цветов, которые то пересекаются, то порой переходят друг в друга, то расходятся в разные стороны. Поэтому важно иметь при себе хорошую карту. Очень неплохое описание длинного маршрута для двух машин с хорошей картой здесь. Мы же сегодня одни, поэтому сочиняем для себя круговой маршрут.
Сразу от стоянки, там же - ханьон лайла, сваливаем резко вниз в русло ручья.
И отправляемся прямо по руслу каньона вверх, по черной разметке.
Вот паренек о скалу облокотился, задумчиво в небо смотрит...
В зависимости от породы, по которой течет ручей, меняется его русло. То это сглаженые стены песчаника,
То узкие промоины в камне.
Каменюки тут - просто замечательные!
Вот бы такую огранку - да на ювелирное украшение!
А это что за россыпи глиняных черепков?
А это просто пересохшая земля в русле.
Эта часть ущелья вся завалена огромными камнями - бульдерами. Она так и называется: "ущелье скал" ( гай слаим).
Приходится все время карабкаться по ним, через них, в обход них, просачиваться между ними, сползать по ним, перепрыгивать с камня на камень ... Если это вам не по душе, то есть вариант обойти это все поверху, по зеленой разметке. Кстати, зеленая разметка - вариант "сухого" маршрута во время, когда по руслу каньона течет река.
Мне лично так ходить нравится.
И интересно, и красиво.
Через какое-то время сверху приходит зеленая разметка и сливается с черной ( становится зеленой). Ущелье в этом месте широкое с галечным , как на черноморских пляжах, дном.
И снова - каменючка, удивляющая своими формами и фактурой.
Вокруг цветут какие-то сумасшедшие кусты - опомнитесь, пустыня должна цвести только весной! - наполняя воздух густым медовым ароматом.
Зеленая разметка снова убегает в обход, наверх.
А мы продолжаем наш путь по черной разметке, прямо по руслу ручья.
Эта часть каньона называется "Гай баhак" - "белое ущелье".
Смотрите - как красиво откалываются глыбы песчаника, оставляя на месте сколов как будто отпечатки древних морских животных.
И здесь на стенках вовсю растет, зеленеет и цветет неприхотливая пустынная растительность.
Каньон очень красивый,
Но идти стараемся поближе к его центру...
Как-то не очень уютно, когда над головой такое висит, и понимаешь, что все это сооружение из песка.
Откуда-то ведь этот "камешек" откололся.
А это уже интересно. К нашему каньону пришел другой каньончик. Вот тут, через этот водопадик его воды вливаются в ручей Цеелим.
А не слазить ли нам и туда?
Продолжение следует















Комментарии
вт, 2008-10-28 21:30
Валентин 64
Супер!
Асаблива понравилось про глиняные черепки,долго смеялся.А тут ещё Ю-ша добавила своё видение,сижу смеюсь сам с собой,как сумашедший.Черепки мои глиняные,золотые мои россыпи...
ср, 2008-10-29 16:01
Ёлка
Хорошо черепки изменчивась пустыни иллюстрируют. Сегодня - была пересохшая земля. а назавтра она грязевыми реками текла так, что дороги перекрывали. Ого!
вт, 2008-10-28 16:44
Ёлка
Продолжение маршрута:
Каньон Цеелим - Гранд Каньон Мертвого моря. Часть вторая
вт, 2008-10-28 09:55
БабаКлава
Красота неописуемая! Помню, как-то сидела у моря, читала - рядом с местом, в которое постоянно уходили дайверы. Тихо, по-деловому, и так на протяжении часов четырех. Потом вдруг в голову пришла мысль: "Вот все, ну, абсолютно все дайверы, одна я тут свой уровень грамотности повышаю. Надо бы и мне"... Хорошо, что у меня хоть какой-то опыт ползания по горам имеется, а то, глядя на твои фотографии, слюнями бы подавилась от зависти...
вт, 2008-10-28 11:19
Ёлка
у нас самих был достаточно длинный период, когда почти перестали заниматься туризмом. Дети были маленькие, а бабушек рядом нет. Друзья какие-то не очень спортивные. То жарко, то мокро, то просто лень. В общем, отговорок, при желании, можно найти великое множество - и все они веские. А вот теперь, как прорвало, наверстываем упущенное. Так что, у тебя, ещё это впреди - повторная волна туризма.
вт, 2008-10-28 09:45
Elem
А можно с вами как-нибудь?...
вт, 2008-10-28 10:56
Ёлка
Я уже давно обратила внимание, что мы с тобой все делаем параллельно, даже думаем.
Предвтавляешь, едем в это путешествие ( никого в попутчики не нашли в этот раз), а муж и спрашивает: - А с Элем ты не связывалась?
-Ну, как я могу тащить с нами мать двоих малых детей ( я ж не знаю - есть тебе с кем их оставлять или нет?)
Скидывай телефон в личку - чтоб при случае могли связаться.
вт, 2008-10-28 12:40
Elem
Уже! :-))))
вт, 2008-10-28 13:08
Ёлка
Получила.
пн, 2008-10-27 22:07
NatalyG
Елка, а Елка, а ты нам найдешь на весну место для ботовстречи где-нибудь там? Чтоб деткам было место и взрослым не волноваться... ну, ты со мной знакома...
вт, 2008-10-28 10:39
Ёлка
Наташка, ты тоже со мной знакома. Я если место хорошее найду, то половина народу будет за свои машины стонать.)))
пн, 2008-10-27 20:22
Putnik
Ёлка, можно поинтересоваться вашими источниками информации о всех этих интересных походах? Такое впечатление, что вы не с кандачка вдруг поехали, куда глаза глядят, и случайно наткнулись на каньон, а всё было проверено и запланировано. Я бы хотел посетить несколько из пройдённых вами маршрутов, но для планирования мне нужна какая-то базовая информация: где находятся, как доехать, протяжённость и предполагаемое время на прохождение, сложность, проходимость для детей и т.д., и т.п. Спасибо.
пн, 2008-10-27 21:25
Ёлка
Между прочим, очень часто мы путешествуем именно так - утром встали. прыгнули в машину и поехали куда-то, а там по карте смотрим, где остановиться, куда пойти. Но это , если маршруты на севере, недалеко от дома. А маршруты . что подальше, конечно, требуют некоторой подготовки, особенно маршруты по пустыне.
Во-первых, я купила хорошие карты районов, в которых собираюсь путешествовать. Все размеченные маршруты там указаны и ещё куча нужной информации. Даже для тех, кто любит ходить куда глаза глядят - эти карты хороши( наша старшая дочь неделю назад ходила 5 дней по Негеву в составе группы, ходили безо всяких разметок).
Во-вторых, рассматриваю какой-нибудь маршрут на карте, а потом начинаю искать про него информацию в сети ( на русском и иврите).
Неплохой сайт , для начала, вот этот.
Больше информации о каком-то месте и маршрутах можно найти на сайте Мапа. Но он платный.
По карте я сама ориентируюсь неплохо, могу примерно рассчитать сколько времени займет тот или иной маршрут( в зависимости от его сложности и километража).
А дети, если они хорошо ходят, могут проходить любые маршруты, кроме тех, где нужно спускаться снеплингом - там есть ограничения по возрасту и...весу. До определенного веса веревка не проскальзывает. Ну, и умение плавать необходимо на некоторых маршрутах.
Кстати, в своих рассказах о пройденных нами маршрутах я обычно и подъезды даю, и про разметку указываю, и время прохождения и сложность тоже.
вт, 2008-10-28 11:47
Voyager
Больше информации о каком-то месте и маршрутах можно найти на сайте Мапа. Но он платный. ага, а меня пользуют бЭЗплатно..:-)))
вт, 2008-10-28 12:22
Ёлка
А как же: "Гусары денег не берут"! Ты ж ведь у нас - велогусар ! ( подлизываюсь).
пн, 2008-10-27 22:21
Putnik
Спасибо. "Тиюлим" у меня в закладках на первом месте. Я думал, что ты книгу какую с маршрутами прикупила. С картами я плохо дружу.
вт, 2008-10-28 10:35
Ёлка
Не, мы больше с картами , ну и в интернете кое-что находим.
А книжек разных, как мне кажется, можно найти на любой вкус - от семейных походов, мест для пикников, до сложных походов , требующих хорошей физподготовки. Загляни в книжный.
пн, 2008-10-27 19:27
Voyager
Гранд Каньон Мертвого моря а я думал, что только в Хайфе есть... А где охель???
пн, 2008-10-27 19:36
Ёлка
Конечно, Мишка, обзавелся суперножиками с точилками для них, духовками и книжками кулинарными, так теперь все в охель упирается. Охель будет вечером, мы до этого ещё не дошли.
А чего б тебе с нами не сходить как-нибудь?
пн, 2008-10-27 19:45
Voyager
На велосипеде пожалуйста...
вт, 2008-10-28 10:26
Ёлка
А я тут стишок вспомнила, по велосипед, мишку и охель( еду, стало быть).
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...
Едут и смеются,
Пряники жуют.
пн, 2008-10-27 19:47
Ёлка
А там есть любители - на великах катаются. По черной тропе , конечно, меж бульдеров и по каьону - оно маловероятно, хотя, при наличии большого количества дури, реально. А вот по зеленой - вполне. Только падать не надо, высоко порой.
пн, 2008-10-27 19:50
Voyager
Не я по газонам...
пн, 2008-10-27 21:08
Ёлка
Так... по газонам не ходить.
пн, 2008-10-27 18:16
Can
приятные воспоминания
Марсианские пейзажи
пн, 2008-10-27 19:22
Ёлка
Ты тоже там путешествовал? Пустыня затягивает, настолько она необычна.
пн, 2008-10-27 16:43
Блогопед
Какие же красивые кадры!
Браво! Хочется орать при виде такой красоты!
пн, 2008-10-27 17:29
Ёлка
Сам понимаешь, фотоаппарат не передает всего объема, всей грандиозности, всей красоты того, что нас окружает в походах. Но даже и на снимках видно, что это - ОГО!
пн, 2008-10-27 18:10
Блогопед
Да, конечно понимаю...
Но фотоаппарат передаёт взгляд... Снимки великолепные, живые...
Я бродил в тех местах. Действительно потрясающее зрелище...
пн, 2008-10-27 19:15
Ёлка
Ну, да... Ты же где-то живешь там рядом. А почти от самого Арада по ручью Цеелим можно сюда спуститься - но это уже маршрут на 2 дня.
Кстати, удивилась насколько пустыня живой и изменяющийся организм. Буквально на следующий день.
пн, 2008-10-27 22:40
Блогопед
Да, я в Араде живу... Это наши края... Красотища...
А пустыня - да, она живая, разная в разное время суток и при разном освещении...
А по утрам облака ложатся в ложбины и кажется, что это озёра...
вт, 2008-10-28 10:28
Ёлка
Сейчас она, должно быть, необыкновенно хороша.
И фотографии с облаками-озерами - в студию.
пн, 2008-10-27 16:09
Кузя
Мама миа!
пн, 2008-10-27 17:28
Ёлка
Ага. Мать моя - Природа!
пн, 2008-10-27 15:36
-ВесНа-
Молодцы!)
пн, 2008-10-27 17:26
Ёлка
Мы стараемся.
Пророк по древним развалинам и археологическим объектам специализируется, ты больше по христианским местам Израиля ( и уже, и окрестностям), мы же с Изабеллой все больше по природным достопримечательностям.
пн, 2008-10-27 22:36
Рыжий
Ёлка, неотразимо!
Пол Ботинка на юг поехало, ну и мы... Шо я, рыжий?
Вот только нам ещё водичку подавай, водопадики...
Все были в заповеднике Эйн-Геди, но этот водопад мало кому знаком. Или я ошибаюсь?
вт, 2008-10-28 10:09
Ёлка
Это на Аругот или на Нахал Давид? И там, и там, в свое время прошли все водопады. Только на нахал Давид все заросли тростника выгорели тогда.
чт, 2008-10-30 02:44
Рыжий
Таки да, река Давид, прямо над водопадом Давида есть пещера Дудим, наполненная водой, и этот милый водопад, на который я залажу.


Ты описала каскад водопадов на ручье Давида, порекомендовала верхнюю часть, но год назад, действительно, там был пожар, было наводнение, и проход к пещере Дудим был закрыт. Настоятельно рекомендую посетить сие милое место!!!
Кстати, на водопад я залазил не просто так, с него можно нырять в воду- там глубина больше, чем два метра!
Да, мы припарковались возле Тель-Горен, поднялись к источнику Эйн-Геди, оттуда к Дудим, а потом спустились к руслу реки Давид. Шикарная прогулка!
чт, 2008-10-30 09:02
Ёлка
Там только по заповеднику Эйн-Геди маршрутов 10 есть. А уж по всем ущельям Мортвого моря - количество несчетное! Есть куда стремиться.
пн, 2008-10-27 21:52
Izabella
Мы кстати в эту субботу были в Агамон Хула. Опять журавли, журавушки, но сколько красоты, божественно. Прослушали лекцию про журавлей. Им бы ещё язык человеческий, то можно было бы сказать- умнее человека.
В пустыню я сного соберусь , но весной. Можно компанию созвать из Ботинковских.
вт, 2008-10-28 09:32
Ёлка
Весной мы тоже часто будем где-то в районе Шифты - у дочки там тиранут будет. Ну , уж если туда поедем, то и попутешествовать по окрестностям будет логичным. Одна проблема в Негеве - бедуины. Срочно требуется группа поддержки, которая будет стоять лагерем в каком-нибудь симпатичном месте ( недалеко от машин), пока ненормальные будут по пустыне шарашиться!
пн, 2008-10-27 15:35
Ю-ша
Рассохшая земля смотрится как слон в посудной лавке..
Гранд эффект!
пн, 2008-10-27 17:20
Ёлка
Мне самой очень понравилось фото ( крупным планом) с "разбитыми черепками". Присмотрелась ко второй - точно, слон в посудной лавке! И брюхо его видно, и нога, и последствия визита...
пн, 2008-10-27 15:11
Тай
Конечно слазить! Столько, простите, пёрли до мертвого моря, а теперь не лезть? И в ту дырку залезть и в другие тоже.
Устала я писать тебе, какие Вы молодци, всё пешком и всегда вместе, тьфу, тьфу. Это у Вас в крови. И это замечательно!
Чтоб Ваши ноги не уставали, а возможности предоставлялись одна другой краше!
пн, 2008-10-27 17:22
Ёлка
Спасибо! А возможности, чтоб они не только предоставлялись, мы сами себе найдем и создадим.
Кстати, вдвоем бродить, пожалуй, лучше всего (до тех пор, пока не упираешься в какие-то технические сложности, где не помешают ещё пару человек) - куда хотим туда идем, темп какой удобно, останавливаемся где и когда хотим, фотографиум тоже - когда и сколько влезет. А главное - молча. Так здорово - мы слушаем Природу.
Насчет того залезть ли, нет ли - жди продолжения. Там и узнаешь про всё приключение, которое мы пережили.
пн, 2008-10-27 19:54
alexaverba_2
Насчёт молчания-это здорово
Один мой знакомый часть своего годового отпуска проводит в какой-то гостинице в пустыне, где они с группой единомышленников неделю молчат...
Рассказывает потом, что как заново родился,заряжается энергией и творческими планами на целый год
пн, 2008-10-27 21:06
Ёлка
Все хорошо, но в гостинице? Уж лучше бы в самой пустыне, как в древности отшельники ( и прочие пророки и святые), которые ходили с Б-гом общаться в пустыню. Наверное, еще действеннее результат будет.
пн, 2008-10-27 22:52
alexaverba_2
Уж лучше бы в самой пустыне, как в древности отшельники ( и прочие пророки и святые), которые ходили с Б-гом общаться в пустыню. Наверное, еще действеннее результат будет.
Наверно, если выживут в условиях крайнего юга -они вот в июле ездили в последний раз.
вт, 2008-10-28 09:25
Ёлка
В июле в пустыне, да без воды... Только видения Апокалипсиса да Армагедона посетить могут.
Хотя, вот совсем недавно читала про человека, который с товарищем пересекли летом пустыню Калахари на великах, имея при себе по 7.5 литров воды на человека (на 2 недели) и около3 кг еды. Всё дело в голове, оказывается, в вере ( и в себя тоже). Как они сказали, убивает в пустыне не жара и не жажда - а страх перед пустыней.
вт, 2008-10-28 10:40
NatalyG
Даа, определенно у них дело было в голове...
вт, 2008-10-28 10:50
Ёлка
Наташка, ведь возможности человека неограничены. Люди просто об этом забыли, забитые вдалбливаемыми с детства в голову ограничениями.
Вот ты только подумай, если бы считалось , что 100 лет -это самый расцвет сил, и живут люди лет до 200-300. Так бы и жили. Посмотри в Библии - по скольку лет праотцы жили...
вт, 2008-10-28 10:58
NatalyG
А как же идешь на день - бери на неделю? Да и потом, неограничены-то они неограничены, но не зря у нас в больницах в миюне первым делом ставят физраствор. Чудеса делает водичка-то...
вт, 2008-10-28 11:29
Ёлка
Люди ходят в походы ( на выживание) вообще безо всего. Берут только спальник и ложку с миской. Ну и шмотки туристические. У меня так друзья ещё в совке ходили. А там- на всем подножном. Конечно, нужно хорошо знать растения, корешки съедобные, плоды, грибы и ягоды уметь ловить рыбу и разжигать костер "нодья", который горит всю ночь , не гаснет и тепло дает. Говорят, не поход с тяжелым рюкзаком, а чудесная пргулка.
вт, 2008-10-28 11:51
NatalyG
Подожди, подожди, но в пустыне же нет подножной воды, грибов и плодов?
вт, 2008-10-28 12:18
Ёлка
Ну вот... Ставишь вам фотографии, ставишь... А ты так и не видишь, сколько в пустыне растительности . Да ещё и цветущей. И это после жаркого лета, в середине осени ( ещё до дождей). Скоро каперся плоды дадут.
Ладно, а чем там пророки в пустыне питались? Медом и акридами. И лев им воду носил (после того , как ослика сожрал). Вот и мы будем.
вт, 2008-10-28 12:30
NatalyG
Осликов жрать или воду носить?))))))))
вт, 2008-10-28 13:04
Ёлка
))))
Не, мы лучше медом и акридами( они, вроде, родственники твоих креветок).
вс, 2008-11-02 16:36
Пророк
акридами - саранча это. Говорят съедобно и даже кошерно.
вс, 2008-11-02 16:47
Ёлка
Говорят, даже вкусно!
вт, 2008-10-28 22:41
NatalyG
На
ср, 2008-10-29 15:50
Ёлка
Спасибо. Интересно - теперь вот изучать надо.